«Прогревать двигатель надо, но долго не нужно и даже вредно». Специалист рассказал о главном зимнем вопросе

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Не так давно ГАИ напомнила о том, что водители, долго прогревающие свои автомобили, могут получить штраф. Не касаясь юридической части этого вопроса, рассмотрим техническую. Как долго надо прогревать зимой автомобиль и как это делать правильно?

Специалист рассказал

И еще несколько вопросов

К подготовке материала Onliner подтолкнуло еще и письмо читателя, в котором он объясняет необходимость длительного прогрева техническими особенностями своего автомобиля.

«У меня двигатель 3,6 на газу — модель Dodge Grand Caravan 2011—2020 года выпуска. Он прогревается на бензине, а когда прогреется, переключается на газ. Но за 5 минут этот объем двигателя не прогреется, стекла и двери не отмерзнут (а второй ряд дверей раздвижной, у них большая площадь прилегания к кузову, они вообще могут не отмерзнуть).

И что же мне делать? Я с замерзшими стеклами и дверями через пять минут просто не могу двигаться физически. Это очень странные правила о прогреве. Или прогревать 5 минут, выключать на 5 минут и снова прогревать 5 минут — так можно? Непонятно, я вне закона со своей машиной получаюсь.

Специалист рассказал

Это же не 1,5 литра, как у большинства машин, или не «электричка», где есть опции быстрого отогрева машины зимой. У меня старый добрый ДВС, да еще и газовая система, которой нужно свое время прогреться. А представьте, если бы это был трехлитровый дизель? Минут 15 надо тарахтеть, чтобы он нагрелся, а это еще и самое вонючее топливо. А еще не забываем про прогрев масла в коробке переключения передач, ему нужно немного больше времени, чем двигателю.

Именно поэтому у меня стоит автозавод двигателя, чтобы включить двигатель из окна квартиры и минут через 10 я только смогу начать отдирать прилипший снег снаружи».

Сколько времени нужно на прогрев двигателя?

— С технической точки зрения какое-то время на прогрев требуется, чтобы смазочный материал разошелся по системе смазки двигателя. Для этого достаточно буквально несколько десятков секунд, даже если говорим про масло вязкостью 10W40, — объясняет инженер по подготовке кадров, консультант по сервисному обслуживанию холдинга «Атлант-М» Дмитрий Перлин. — В это время двигатель работает на повышенных оборотах, но без нагрузки, и его деталям ничего не грозит. Главное в этот момент — не газовать, что некоторые водители норовят сделать, пытаясь прогреть его быстрее или чтобы избежать падения оборотов и прекращения работы — в случаях, когда по тем или иным причинам холостой ход у мотора нестабильный.

При температуре окружающего воздуха не ниже –10 градусов достаточно постоять 2—3 минуты — за это время вы как раз смахнете снег с машины и очистите стекла. Если мороз крепче, то пусть будет 5 минут. Но больше стоять смысла нет. Если двигатель исправен, этого уже будет достаточно для его стабильной работы и для безопасности деталей, — утверждает специалист.

По его словам, минимальный прогрев на месте необходим, но устраивать длительный — это не лучшее решение. Без нагрузки двигатель дольше выходит на рабочую температуру, находясь все это время в неоптимальном для себя режиме. В этот момент он работает на обогащенной топливно-воздушной смеси, что провоцирует ускоренное нагарообразование внутри двигателя (в частности, клапанов). Смешиваемое с топливом масло быстрее теряет свои качества. Это же негативно сказывается и на экономичности.

Разные моторы греются по-разному?

Вспоминая крик души нашего читателя, спросили у Дмитрия, зависит ли скорость прогрева от типа и конструкции двигателя? Он подтвердил, что агрегаты могут набирать температуру с разной скоростью. Например, современные дизельные ДВС в силу их высокой эффективности в принципе греются неохотно, даже под нагрузкой. На холостых оборотах — тем более. Бензиновые двигатели прогреваются быстрее. Но вот что касается зависимости скорости прогрева от объема и вообще размеров двигателя, специалист обратил внимание на следующее обстоятельство:

— Современные даунсайзинговые моторы прогреваются быстро не из-за их малого объема, а из-за ряда технических решений, позволяющих им максимально быстро выходить на рабочую температуру. Это интегрированный в ГБЦ выпускной коллектор, сложная система охлаждения с несколькими электронноуправляемыми термостатами, помпа с электроприводом или переменной производительностью и так далее. Как результат, они прогреваются быстро, но именно по этим причинам, а не из-за их литража.

Помним про другие агрегаты

Требует ли прогрева коробка передач? С одной стороны, он бы не помешал, с другой же, когда автомобиль стоит на месте, прогрева практически не происходит. В случае с «автоматом» или вариатором перед началом движения рекомендуется «пощелкать» передачами, перебирая все доступные позиции селектора, но все равно основной прогрев агрегата будет происходить уже во время движения.

Но первые километры должны проезжаться в щадящем режиме. Это касается и оборотов двигателя (лучше не поднимать их выше 2500 об/мин), и нагрузки на него (это и выбор правильной передачи, и плавная работа газом). Требует аккуратного обращения и коробка. Например, в случае с «механикой» стоит придерживаться плавных переключений — при более быстрой работе рычагом вы даже можете почувствовать более жесткое включение передач.

Не забудем о том, что масло есть и в амортизаторах, и в рейке (если усилитель электрический или электрогидравлический), а при сильном морозе дубеют резиновые и пластиковые детали. Опытный водитель в состоянии прочувствовать, когда прогрелся не только двигатель, а весь автомобиль: ехать он начинает совсем по-другому.

Чем больше, тем дольше?

А как насчет прогрева салона? Чем он больше, тем сложнее его прогреть? Дмитрий уточняет, что на самом деле производительность системы отопления и вентиляции подбирается исходя из внутреннего объема салона, так что если автомобиль спроектирован грамотно и технически исправен, то разница между крупной моделью и малолитражкой не должна быть кардинальной.

Впрочем, специалист соглашается с тем, что в случае с минивэном будет такой фактор, как большая площадь остекления, и на то, чтобы замерзшие за ночь стекла прогрелись, действительно может потребоваться время. В этом случае он советует использовать специальный размораживатель или пульверизатор с незамерзающей жидкостью — это позволит быстрее решить проблему.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.