13 лет после реконструкции. Рассказываем историю Старого моста в Гродно

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

Сегодня ночью начинаются ремонтные работы на Старом мосту в Гродно. А вы знаете его историю и то, насколько он Старый? NewGrodno.by с удовольствием расскажет.

Совсем недавно в Гродно прошло открытие нового четвертого моста, который соединил трассу М6 на въезде в Гродно и микрорайон Вишневец. И это стало значимым для города событием. Мосты — важные транспортные сооружения, но любим мы их не только за это.

Проектирование и строительство мостов существенно отличается от проектирования и строительства зданий. Мост — сложное инженерное сооружение, которое испытывает большие эксплуатационные нагрузки и должно противостоять различным воздействиям (течения, волны, ветер, сейсмика), а также является военно-стратегическим объект и одним из важнейших средств коммуникации.

Уже давно многие из них стали популярными достопримечательностями, в частности Старый мост в Гродно.

Старый мост является одним из символов Гродно. 13 лет назад он был вновь открыт после реконструкции, тогда его расширили до четырех полос, и усовершенствовали подъезды к нему. Этот мост соединяет прошлое и настоящее: правобережную часть города с исторической застройкой и более молодые районы на левом берегу Немана. Это самый старый из трех гродненских мостов, а события, связанные с его строительством, разрушением и воссозданием, — неотъемлемая часть непростой истории города.

Немного истории 

Первый большой деревянный мост в Гродно через реку Неман был построен ещё в первой половине XVI века. Именно тогда, во времена великого князя литовского Стефана Батория, он был изображён на гравюре М. Цюндта, по рисункам Адельгаузера 1568 года. Позже, во время одной из средневековых войн, мост в Гродно был разрушен.

Более чем три столетия в Гродно не удавалось соорудить большой мост через Неман. В 1875 году начались подготовительные работы по строительству металлического моста через Неман, был разработан проект, а также начато изготовление конструкций и элементов металлического моста.

Ажурные металлические фермы для опоры моста были изготовлены варшавской фирмой «Рудзкий и К», литое ограждение – на фабриках Гальского в Гродно и Вечёрки из Белостока. Тротуары устроили деревянные, а проезжую часть вымостили традиционным для Гродно материалом – булыжником. Освещался мост газовыми фонарями. Строительство моста было закончено в 1908 г.

Строительство моста. Начало 20-го века
Мост через Неман. Нач. 20 века

Так был построен металлический трехпролётный мост, длинной 194,6 м и шириной 22 м.

Мост был назван Петровско-Николаевским.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, мост был взорван саперами русской армии, ведущей арьергардные бои с австро-венгерскими войсками. В 1935 году мост был восстановлен под руководством инженера Б. Пероцкого. Булыжное покрытие на нем заменили базальтовой брусчаткой, а освещение стало электрическим. Руководил восстановительными работами инженер Бронислав Пероцкий. Мосту дали имя Понятовского.

1915 г.

Временный деревянный мост

1935 г.
Старый мост. 30-е годы
1936 г.

В 1944 году мост был взорван немецкими войсками, пытавшимися задержать освобождение города советскими войсками. 30 октября 1949 года было открыто движение по восстановленному мосту. Тогда же остатки сохранившейся базальтовой брусчатки уложили на улице Мостовой приблизительно от того места, где начинается лестница, ведущая к театру, и до самого моста. В середине 80-х годов, когда проводилась реконструкция площади Ленина, эту брусчатку вместе с бетонными плитами уложили на площади. В ходе последней реконструкции площади историческая брусчатка сохранилась.

Старый мост. Горящий захваченный немцами Гродно. 06.1941 года
Немцы на мосту. Август-сентябрь 1941 года
Вид на центр Гродно 1942
Вид на город и взорванный автодорожный мост немцами во время отступления. 1944 год
Взорванный мост. 1944 год
Взорванный мост. 1944 год

До открытия в 1971 г. Нового моста Старый мост был единственным автодорожным городским мостом. В 1986 г. в помощь существовавшим мостам введен в эксплуатацию третий — Румлевский мост.

Вид на Старый мост и город. Конец 50-х годов
Старый мост. 1960 год
Старый мост. 60-е годы
Вид на город и старый мост. 1962 год
Старый мост. 22.12.1978 года
Старый мост. Нач. 80-х годов
Старый мост. 90-е годы
Старый мост по ул. Горновых. 1998 год
Старый мост. Начало 2000-х годов
Старый мост перед реконструкцией. 10.04.2006 года

16 января 2008 года Старый мост был закрыт на реконструкцию, в связи с низкой пропускной способностью. После реконструкции пропускная способность моста составила 3 тысячи транспортных единиц в час. В течение неполных девяти месяцев он был расширен до четырех полос движения автомобильного транспорта и внешне ему был придан вид моста начала XX столетия. Открытие движения через «новый Старый мост» состоялось 9 октября 2008 г.

За короткий период нашлись миллиарды денег в местном бюджете, построено 40 квартир для жителей снесенных домов, которые прилегали к этому объекту.

Перед конструкторами стояла непростая задача: сберечь исторический вид, при этом, увеличить пропускную способность. Ставку сделали на новейшие технологии. Современные мосты редко берутся реконструировать, слишком большой риск и огромные финансовые затраты. Зачастую они подлежат сносу, а на их месте появляются новые. Именно поэтому гродненский проект стал уникальным и единственном в своем роде.

Существенной проблемой, с которой столкнулись строители, явилось укрепление металлоконструкций. Суть ее состояла в том, что подобные конструкторские решения обычно совершались сверху, а тут строительство происходило как бы в перевернутом состоянии. Во время реконструкции Старый мост стал в два раза шире и на 1,4 метра выше.

Столь амбициозная, на тот момент, идея не сразу получила одобрение, было серьезное давление со стороны и, чтобы получить разрешение, и убедить в целесообразности данного проекта, пришлось не единожды отстаивать свой архитектурный проект.

Когда стартуют такого рода проекты, они становятся родными, ты проживаешь все этапы строительства вместе со всеми людьми, которые участвуют в столь масштабном деле. Невозможно быть обособленным, это тяжелая работа и огромная ответственность всего коллектива. О мистическом сне, который буквально спас мост об обрушения и о том, как спустя девять месяцев родился абсолютно новый Старый мост, смотрите видеорепортаж.

Сооружение пересекает Неман в самом центре Гродно, с него открываются виды на реку и главные городские достопримечательности. Мосты очень важны в жизни современного города. Кроме функций объектов эстетического назначения, являются инструментом для сообщения между отдельными частями города.

Перепечатка любых материалов портала Newgrodno.by (фото, видео, текст, другой фрагмент публикации) запрещена без письменного разрешения редакции. Обращаться по адресу info@newgrodno.by.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Back to top button