В ГАИ Беларуси подробно рассказали, что поменяется в ПДД с 1 сентября

АвтоВ стране
Поделись с друзьями

С 1 сентября 2025 года в Беларуси вступают в силу значительные изменения в Правилах дорожного движения. Вчера в Национальном пресс-центре прошла пресс-конференция с участием начальника Главного управления ГАИ МВД Республики Беларусь Виктора Ротченкова, который подробно разъяснил ключевые нововведения, касающиеся водителей, пешеходов и пользователей электротранспорта.

В ГАИ Беларуси подробно

Что известно

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №295, которым корректируются правила дорожного движения. Что изменяется?

  • закреплена обязанность велосипедистов и самокатчиков спешиваться при пересечении проезжей части дороги;
  • уточняется определение средства персональной мобильности — его максимальная конструктивная скорость движения — не более 25 км/ч;
  • лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам;
  • вводятся скоростные ограничения: ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах можно будет по велодорожке со скоростью не более 25 км/ч, по тротуару — не более 10 км/ч;
  • устанавливается запрет передвижения тяжелых устройств, масса которых превышает 35 кг, по тротуару;
  • электрическим устройствам, которые по техническим характеристикам могут быть отнесены к мопедам и мотоциклам, дается право участвовать в дорожном движении — для этого нужно будет подтвердить тип транспортного средства, оформить на него электронный паспорт и зарегистрировать в ГАИ;
  • уточнены иные положения правил дорожного движения. В частности, территории садоводческих товариществ теперь отнесены к жилой зоне.

Изменения по части СПМ

Начальник главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков отметил, что за два последних года произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. Всплеск аварий отмечен в 2024 году — тогда погибло четыре пользователя СПМ. В первом полугодии 2025 года погибло три человека, рост таких ДТП составил 30%.

В ГАИ Беларуси подробно

С учетом обстоятельств, МВД вышло с инициативой необходимости корректировки отдельных положений ПДД. Результатом стало подписание президентом Указа №4.

Скорректировано само определение средства персональной мобильности:

«Средство персональной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами».

— Именно скорость сейчас является определяющей. Именно установленная заводом-изготовителем. Если у нас нет данных от производителей, все будет определяться с помощью экспертиз. Хотел бы предупредить собственников, которые устанавливают программно скорость, но средство имеет конструктивную скорость свыше 25 км/ч, что это уже будет механическое транспортное средство, — отметил Виктор Ротченков.

В ГАИ Беларуси подробно

П. 2 Указа: «Физические и юридические лица, которые имеют в собственности устройства, относящиеся до вступления в силу настоящего Указа к средствам персональной мобильности и имеющие максимальную конструктивную скорость движения более 25 км/ч, вправе: обратиться за их государственной регистрацией в подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел при подтверждении соответствия типам транспортных средств „мопед“ или „мотоцикл“ в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза „О безопасности колесных транспортных средств“ (TР ТC 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877, в целях их дальнейшего участия в дорожном движении».

В Указе определен упрощенный порядок регистрации такого транспорта, отметил руководитель Госавтоинспекции. Владельцы таких средств должны предоставить их в испытательную лабораторию, которая является резидентом Республики Беларусь и включена в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. Если по результатам оценки оно соответствует требованиям Техрегламента ТС, ему предоставляется электронный паспорт и с ним МРЭО будет осуществлять упрощенную регистрацию (в таком режиме она будет действовать до 1 сентября 2026 года).

В ГАИ Беларуси подробно

Использовать без государственной регистрации такие устройства согласно Указу можно будет на дорогах без усовершенствованного покрытия, передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины — по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края. При участии в дорожном движении лица, передвигающиеся на этих устройствах, приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если транспортное средство имеет массу менее 35 кг и на нем отсутствует сиденье и рулевое управление — к водителям немеханических транспортных средств.

— Хочу всех предупредить. На такие средства (признанные механическими транспортными средствами) потребуется соответствующая категория — АМ или А1. Даже если вы будете управлять незарегистрированным транспортом, — сказал Виктор Ротченков. Также он обратил внимание на то, что под дорогами с усовершенствованным покрытием подразумеваются, в том числе, и гравийные дороги. То есть передвигаться на таких транспортных средствах без регистрации можно будет лишь по лесным и полевым грунтовкам. Или же использовать их на закрытых территориях.

К механическим транспортным средствам не относятся:

— средства персональной мобильности;

— велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;

— транспортные средства, приводимые в движение двигателем, максимальная конструктивная скорость движения которых превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 кг и на которых отсутствуют сиденье и рулевое управление.

Другие изменения

Велосипедистам и пользователям СПМ с 1 сентября надо спешиваться при пересечении проезжей части — кроме случаев, когда есть светофор, который регулирует движение велосипедов, а также если движение на перекрестке осуществляется по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, либо по линии тротуаров и обочин — и в любом случае нужно выполнять требования светофоров и дорожных знаков.

Руководство ГАИ разъяснило изменения в ПДД

Уточнены ПДД в части садоводческих товариществ, которые теперь отнесены к жилым зонам. Порядок движения в них определен согласно определению жилой зоны. То есть велосипедисты и пользователи СПМ имеют приоритет, но не должны намеренно препятствовать движению автомобилистов.

Движение на мотоблоке с прицепом разрешается только в светлое время суток по обочине дороги, установленная скорость движения по которой не должна превышать 90 км/ч, а при отсутствии обочины — по проезжей части дороги не далее 1 метра от ее правого края.

Важное изменение касается тонировки: будет допускаться нанесение пленочных покрытий на задние и боковые стекла.

— Разрешена тонировка, нанесение пленочных покрытий, установка шторок на задних боковых и заднем стекле автомобиля. При этом каких-либо норм по светопропускании не установлено. Наравне с этим разрешением ГАИ будет уделять пристальное внимание случаям, когда тонировку наносят на передние стекла. Это нарушение ПДД, — отметил Виктор Ротченков. — Мы будем занимать более принципиальную и жесткую позицию по транспортным средствам с нанесенным пленочным покрытием — вплоть до того, что они будут помещаться на охраняемую стоянку, признаваться вещественным доказательством и оставаться там до окончания ведения административного процесса.

Руководство ГАИ разъяснило изменения в ПДД

Также приведено в соответствие с Техрегламентом использование зимних шин. Будет запрещено зимой использовать шины с маркировкой All Season. Все автолюбители могут использовать эти шины c весны до осени, а уже в зимний период использовать только зимние шины, которые соответствующим образом обозначены, — говорит Виктор Ротченков.

Важные вопросы и ответы

Как будут привлекаться к ответственности нарушители на самокатах, моноколесах и прочей технике?

Это зависит от того, будут считаться они пользователями СПМ или водителями механических транспортных средств. Виктор Ротченков уточнил, что лица, которые передвигаются на средстве персональной мобильности, в случае нарушений ПДД будут привлекаться к ответственности по ст. 18.20 КоАП, то есть будут приравнены к пешеходам и велосипедистам. В частности, этой статьей предусмотрен штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (42—126 рублей), а в случае, если нарушители находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, — от 3 до 5 базовых величин (126—210 рублей).

Важный нюанс в том, что если тот же самокат имеет максимальную скорость выше 25 км/ч и будет определяться как механическое транспортное средство, то и ответственность уже будет как для водителя мопеда или мотоцикла. То есть езда в нетрезвом состоянии закончится лишением прав.

Руководство ГАИ разъяснило изменения в ПДД

Готовы ли страховые компании к оформлению мощных самокатов, подлежащих регистрации?

После прохождения экспертизы в лаборатории, когда будет определено, мопед это или мотоцикл, по существующему законодательству такое механическое транспортное средство будет подлежать страхованию.

С 1 сентября теоретические экзамены в ГАИ будут с учетом изменений в ПДД?

— Да, мы готовы с 1 сентября уже экзамены принимать с учетом изменений в Правила дорожного движения.

Будет ли введена автоматическая система контроля за средствами персональной мобильности?

— На сегодняшний день мы активно используем республиканскую систему мониторинга общественной безопасности, выявляем правонарушения со стороны лиц, передвигающихся на СПМ, велосипедистов, публикуем эти нарушения в СМИ. В полном варианте автоматического привлечения работу будем проводить на будущее, — сказал начальник ГАИ.

Руководство ГАИ разъяснило изменения в ПДД

Будут ли присваиваться государственные регистрационные знаки СПМ для контроля?

— На данный момент мы такой актуальности вопроса не видим. Но если с учетом роста данных средств и интенсивности их передвижения это потребуется, тогда начнем проводить работу по их регистрации, чтобы определить их принадлежность.

С какой скоростью и где можно передвигаться на СПМ вне населенных пунктов?

— У нас определен порядок. Можно будет передвигаться по обочине, если она не позволяет этого делать, не далее 1 метра от края проезжей части. Максимальная скорость 25 км/ч.

Источник: Onliner

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.