Вчера было 1 декабря — не только день начала календарной зимы, но и день, когда водители в Беларуси не имеют права ездить на летних шинах. А если не успел «переобуться», то что делать?
Blizko.by изучил перспективы и дает полезные советы тем, кто опоздал.
А точно крайний срок прошел? Может, есть еще пара дней в запасе?
Нет, крайний срок действительно прошел. Но это не значит, что все пропало: варианты, как исправить ситуацию, еще есть (об этом ниже). Кстати, Blizko.by рассказывал еще об одной важной процедуре, которую важно успеть сделать до начала снегопадов.
И в ПДД Беларуси (пункт 2071), и в Техрегламенте Таможенного Союза (приложение 8) четко прописано, когда на автомобиле должны быть установлены зимние шины. А именно: с 1 декабря по 1 марта.
На настоящей зимней шине всегда должен быть значок в виде трех горных пиков со снежинкой внутри. Этот значок — свидетельство прохождения сертификации, он является доказательством того, что шина прошла специальные тесты на ускорение, торможение и тяговое усилие в зимних условиях. Знак существует только в одном варианте и одинаков для всех производителей, которые прошли эту сертификацию. Нечто вроде знака качества, который понятен всем автомобилистам.
Если на шине есть значок в виде горной вершины с одним или двумя пиками, или без снежинки внутри, или просто снежинки, разбросанные по боковой поверхности покрышки, — то это просто маркетинговый ход, который не имеет ничего общего с сертификацией. Такие шины — не зимние!
А хотя бы на «всесезонке» можно?
В Беларуси «всесезонки» разрешены для езды зимой при условии, что на шине есть четкая маркировка всесезонности, а остаточная высота протектора составляет не менее 4 мм.
Какая именно маркировка? Это слова All Season или просто буквы AS («все сезоны»), 4 Seasons или знак 4S («четыре сезона»), All Weather или буквы AW («любая погода»). Также допускаются сокращения «M+S» (и однотипные с ним «M&S» «M S» «M.S» и т.п.), что означает Mud and Snow — «грязь и снег». Вообще-то в ПДД сказано четко: либо аббревиатуры «M+S» в разных вариациях, либо All Season, без исключений. Но обозначения 4 Seasons или All Weather обозначают буквально то же самое.
А можно ли вообще не менять шины на зимние?
Можно, но таких случаев очень немного.
Например, если ваше транспортное средство — это грузовик, или автобус с технически допустимой общей массой более 5 тонн, или троллейбус, или какой-нибудь колесный трактор либо мотоблок. Но если мы говорим про легковушки, или грузопассажирские машины массой до 3,5 тонны, или автобусы массой до 5 тонн (то есть про подавляющее большинство всех машин, что встречаются в городе), — то зимние шины обязательны.
Также можно не менять шины на зимние даже на легковушке, если вы до весны не планируете никуда на своей машине выезжать. Припаркованная машина не является участником дорожного движения, соответственно, пункт 2071 ПДД на нее не распространяется.
Во всех остальных случаях надо было успеть «переобуться» до 1 декабря.
А можно прямо сейчас поехать в автосервис и сменить шины?
Не секрет, что некоторые водители действительно используют такое заготовленное оправдание на случай, если остановят ГАИшники: мол, вот прямо сейчас еду на СТО, а раньше ну никак не смог (болел, только из командировки вернулся и т.п.).
Ситуации действительно у всех бывают разные, и инспектор может поверить в вашу историю. Но все же езда на летних покрышках после наступления 1 декабря незаконна. Это прописано сразу в нескольких пунктах ПДД:
9.3. Водитель обязан содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы;
10.3. Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, а также требованиям, установленным настоящими Правилами.
Есть лишь одно исключение, позволяющие использовать летние колеса зимой. Точнее, одно колесо. Если вы пробили колесо с зимней шиной, то можете поставить летнюю «запаску» и «следовать к месту стоянки или ремонта, соблюдая необходимые меры предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения» (пункт 196 ПДД).
А что же тогда делать?
Есть несколько выходов, если 1 декабря уже наступило, а вы еще не успели поменять шины на своем автомобиле.
Поменять самому
Как ни странно, да: такой вариант тоже возможен. Конечно, у него есть множество минусов. Если ваша машина стоит не в отапливаемом паркинге или гараже, а просто на улице, то проводить такую операцию (а особенно под снегом) в декабре — то еще удовольствие. Но если другие варианты вам не подходят (или вы отчаянно хотите сэкономить) — то вполне себе рабочая схема. Правда, после «переобувки» вы вряд ли сможете тщательно сделать балансировку. Но по крайней мере доехать до СТО, чтобы эту самую балансировку выполнить, теперь сможете на законных основаниях.
Вызвать эвакуатор
Если вы привыкли обслуживаться в определенном автосервисе (и тем более если там хранят ваши зимние шины), то есть смысл вызвать эвакуатор.
Эвакуатор приедет за 20-30 минут и отвезет вашу машину куда нужно. Многие службы эвакуации работают по такой системе оплаты: внутри МКАД — фиксированная ставка, за кольцевой — дополнительная оплата за каждый километр. Скажем, можно рассчитывать на такие тарифы: внутри МКАД — 70-90 рублей, за пределами МКАД — 1-1,5 рубля (этот километраж считается в обе стороны).
Если вызывать не эвакуатор с лебедкой (который закатывает вашу машину на свою платформу), а эвакуатор с манипулятором (такой кран, который подхватывает вашу машину и ставит на свою платформу), — то ценник будет примерно вдвое выше.
К сожалению, не всегда можно обойтись эвакуатором с лебедкой: если спереди или сзади вашего автомобиля нет 10 метров для маневрирования и парковки самого эвакуатора, то тогда остается только вызывать эвакуатор с манипулятором: он станет сбоку от вашей машины и перегрузит ее на себя.
Вызвать мобильный шиномонтаж
Мобильный шиномонтаж, он же выездной или передвижной шиномонтаж — это когда не человек идет к горе, а гора идет к человеку. Что ж, если нельзя доставить автомобиль к шиномонтажу — то можно доставить шиномонтаж к автомобилю. Приедет фургончик, начиненный всеми необходимыми инструментами, снимет летние колеса, поставит зимние, отбалансирует.
Сам по себе факт выезда стоит от 20-30 рублей днем до 30-40 рублей ночью (да: службы мобильного шиномонтажа, как и службы эвакуации, работают круглосуточно), выезд за МКАД — еще плюс 2-2,2 рубля за километр в каждую сторону. Остальные расценки примерно соответствуют ценам в стационарном шиномонтаже. Чем больше ваша машина и, соответственно, диаметр колес — тем дороже. Операции с колесами диаметра R19-R22 могут стоить раза в два дороже, чем с колесами R13-R14.
Снятие и установка — от 2 до 4 рублей за каждую операцию на каждом колесе, демонтаж и монтаж покрышки — 2-4 рубля, балансировка — 3-4 рубля. Все работы в комплексе будут стоить дешевле, чем сумма отдельных операций. Так, снятие-установка-балансировка всех четырех колес обойдутся в сумму примерно от 50 рублей за маленькие до 80-100 рублей за большие.