«Можно даже без чека». Юрист пояснила, как белорусам вернуть магазину неподошедший подарок
Новый год — это всегда подарки родным и близким. Иногда радость сменяется разочарованием: подаренная вещь не подошла, не понравилась, не вписалась в интерьер. Можно ли вернуть ее обратно в магазин, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП) Анна Суша.
— Анна Владимировна, Новый год провоцирует ажиотаж на разного рода покупки. Поскольку товары приобретаются в подарок, мы, как правило, не задумываемся, насколько они будут актуальны для получателя. Если это какой-нибудь милый пустяк, речь о его возврате, конечно, не пойдет. Но зачастую в подарок преподносится дорогая ценная вещь. Как ее вернуть продавцу, если по каким-то критериям презент будет невостребованным?
— Подарок — это в первую очередь знак внимания, он делается от чистого сердца. Однако бывают ситуации, когда, например, дарят две абсолютно одинаковые вещи. Кстати, сразу после Нового года таких телефонных звонков к нам поступает достаточно много. Исходя из многолетней практики юристов БОЗП скажу, что проблем с возвратом неподошедших подарков не возникает. Торговля у нас клиентоориентирована, магазины заботятся о своей репутации, поэтому всегда идут навстречу. Требование потребителя об обмене либо возврате подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, этикетки и ярлыки изготовителя, а также упаковка, если таковая имелась. Обязательно должны быть доказательства приобретения товара у конкретного продавца.
— Мы подходим к самому главному. Ведь кассового чека может и не оказаться. Подарок сделан, а чек даритель оставил у себя или вообще выбросил.
— Это, конечно, хуже, но не фатально. Подтверждением факта приобретения может служить упаковка товара, где присутствуют отметки магазина. Но для полноценной гарантии возврата я все-таки рекомендую подключить к процессу самого дарителя. Даже если кассовый чек утерян, покупателю подарка доказать факт приобретения товара нетрудно. Например, если покупка совершалась посредством пластиковой карты, основанием может служить выписка с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа.
Доказательством могут служить также свидетельские показания или записи с камер видеонаблюдения в магазине. Главное, чтобы сохранились потребительские свойства вещи, она не была в употреблении. При этом существует утвержденный постановлением Совета Министров перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые возврату или обмену не подлежат. В список попали швейные и трикотажные бельевые, чулочно-носочные изделия, предметы личной гигиены, парфюмерия, бижутерия, изделия из драгоценных металлов, технически сложные товары бытового назначения. Об этом также нужно помнить.
— То есть подаренные электрический фен или кофемолку сдать обратно в магазин не получится?
— Нет, поскольку они входят в список.
— В какие сроки можно вернуть неподошедшую вещь?
— В течение 14 дней, не считая дня покупки. Если подарок сделан на Новый год, к празднованию старого Нового года как раз успеете. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно либо в срок, не превышающий 7 дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки.
Важно помнить, что при возврате уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, если при заключении договора не использовались данные такого документа.