Смертельный полет. Как произошла крупнейшая в Беларуси авиакатастрофа?
41 год назад разрушение Як-42 в воздухе над Наровлей унесло жизни 132 человек.
28 июня 1982 года в 09:01 с задержкой на одну минуту из-за опоздания пассажира самолет Як-42, который эксплуатировался меньше года, поднялся в воздух из аэропорта Пулково. На борту 124 пассажира (в том числе 11 детей) и восемь членов экипажа. Никто тогда и предположить не мог, что менее чем через два часа все они станут жертвами одной из самых страшных авиакатастроф в истории советской авиации…
Самолет Як-42 — на тот момент новейшая разработка советского авиапрома. Среднемагистральный лайнер с повышенной вместимостью пришел на смену устаревшему Ту-134. В серийное производство воздушное судно запустили в 1977‑м, а пассажирские перевозки начали в «Аэрофлоте» в декабре 1980‑го. Удобный и экономичный регионал быстро адаптировался к маршрутной сети и очень полюбился воздушному флоту. Детище фирмы Яковлева считалось довольно надежной машиной, ей даже пророчили судьбу флагмана советской авиации.
…Рейс 8641 Ленинград — Киев. Предполетная подготовка и сам взлет проходили в штатном режиме. Воздушное судно поднялось в небо, заняло эшелон 9 тысяч метров и направилось на юг. Спустя около полутора часов полета, когда до приземления оставались считаные километры, командир экипажа связался с диспетчерами Борисполя. Те дали команду готовиться к посадке и начинать снижение. Пилоты приняли инструкцию наземных служб. Это было последнее сообщение с борта — через несколько минут он исчезнет с радаров.
Трагический рекорд
Дальнейшее развитие событий пришлось восстанавливать экспертам по бортовым самописцам. Снижение выполнял автопилот. В 10 часов 51 минуту он начинает отклонять судно на спуск. Неожиданно угол стабилизатора резко увеличивается. Автопилот не справляется с нагрузкой и через несколько секунд отключается — авиалайнер уходит в отвесное пикирование. Пилоты, пытаясь выровнять самолет, потянули штурвалы на себя — судно резко клонит влево. В этот момент становится ясно: рейс обречен. Считаные секунды — и самолет начинает хаотично вращаться. И со скоростью 800 километров в час несется к земле. Запредельную аэродинамическую нагрузку конструкция не выдерживает — на высоте 5700 метров от земли фюзеляж разрывает на части.
Невозможно представить, что в этот момент происходило на борту. Скорее всего, за те несколько мгновений, пока лайнер крутился вокруг осей и разрушался, пассажиры не успели ничего осознать. Увы, никому не было суждено выжить.
Апокалипсис на земле
Свидетели трагедии вблизи деревни Вербовичи Наровлянского района позже рассказывали, что ровный гул самолета неожиданно сменился резкими хлопками. А через несколько минут местные едва могли поверить своим глазам: на землю посыпались обломки металла, вещи и… люди.
Поиски погибших шли несколько дней: трупы находили в лесу, останки висели на деревьях, лежали на крышах хозпостроек. Некоторые так и упали на землю, надежно пристегнутые ремнями безопасности к тому, что осталось от кресел. Внешне такие трупы даже казались неповрежденными, другие же были разорваны при ударе с высоты и практически не опознаваемы. Пилотов нашли в кабине. Очевидцы говорят, чтобы вытащить ее из леса, пришлось рубить просеку в 200 метров.
Обломки самолета и фрагменты багажа были рассыпаны эллипсом площадью 23 квадратных километра у деревни Вербовичи. Несколько частей лайнера упали прямо в жилую зону, многие крупные детали находили на территории женского лечебно-трудового профилактория. Мотор, к примеру, застрял в ограде исправительного учреждения. Часть самолета порвала телефонную линию в деревне. Личные вещи пассажиров долетели аж до Наровли. Участников поисковой операции охватывали отчаяние и ужас. Но были и желающие поживиться на трагедии. Сотрудникам профилактория пришлось срочно организовать охрану. Милиция и солдаты пресекали мародерство. Позже начнется расследование.
Источник: sb.by