Где в Беларуси можно выспаться в поезде и сколько это стоит?

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Недавно стало известно, что между Берлином и Парижем собираются запустить прямые ночные поезда. Ночные поезда, а точнее — ночные поезда со спальными вагонами — не очень частое явление в Европе (если речь не идет о туристических сухопутных круизах). А как дела со спальными поездами в Беларуси? Ведь несколько лет назад БЖД вообще грозилась отменить плацкартные и купейные вагоны, сообщает blizko.by.

поезде

Что там в Европе?

Австрийские железные дороги (ÖBB) пообещали запустить прямые ночные поезда между Берлином и Парижем, пишет 34travel. Первый поезд под брендом Nightjet должен отправиться из Берлина в Париж уже сегодня, 11 сентября, в 20:18. Обратно – на следующий день, в 19:12. Время в пути составит около 14 часов. Сначала поезда будут ходить по маршруту три раза в неделю, а с октября 2024-го рейсы сделают ежедневными.

Еще в 2016 году немецкий железнодорожный оператор решил отказаться от ночных спальных вагонов (но не от ночных перевозок как таковых), а уже упомянутый перевозчик ÖBB решили выкупить у немцев их спальные вагоны и… пустить их из Австрии в Германию. Таким образом, в Германии сохранились спальные места, но уже на поездах совсем другого оператора.

Сейчас поезда Nightjet ходят в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, Польше, Франции и Швейцарии. В некоторых других странах Восточной Европы спальные поезда ходят под партнерскими брендами Nightjet Partner и EuroNight. То есть, в целом сеть ночных поездов довольно обширная, но, как правило, она покрывает лишь крупнейшие города стран. И тут Беларусь резко выделяется, потому что у нас поезд из спальных вагонов может иметь конечной станцией не только областной центр, но также и райцентр, и даже поселок, не обладающий таким статусом.

В Беларуси и правда собирались отменить плацкарты и купе?

Да, было такое. Семь лет назад, в августе 2016–го, первый заместитель начальника пассажирской службы БЖД Андрей Кашко рассказывал:

— Мы планируем изменить логистику перевозок пассажиров в стране. Мы не такое большое государство территориально, чтобы возить вагонами, составленными из спальных. Сегодня, повышая скорости движения, мы будем активно внедрять новый моторовагонный подвижной состав с определенным уровнем комфорта, чтобы возить своих пассажиров, как это делается в Европе. […] В планах БЖД — приобретение современного моторовагонного подвижного состава.

На тот момент у Белорусской железной дороги было четыре 4-вагонных, шесть 5-вагонных и два 7-вагонных поезда Stadler, которые ходили из Минска в дальние концы страны, плюс шесть так называемых «городских электричек» (а по сути — обычных пригородных поездов).

Сейчас у БЖД уже 22 электропоезда Stadler на 4, 5 и 7 вагонов, которые курсируют по дальним линиям, и еще шесть 4-вагонных «городских электричек», плюс 19 дизель-поездов Pesa на 1, 3 и 6 вагонов, которые обслуживают дальний межгород или пригородные направления от областных центров.

Итого у БЖД 47 современных электро- и дизель-поездов, в которых есть только сидячие мста — как в Европе. Но при этом от плацкартных, купейных и СВ-вагонов мы еще не отказались, хотя скорости тех самых новых электропоездов значительно выросли.

Зачем вообще нужны плацкартные и купейные вагоны?

Споры о том, нужны или не нужны спальные места в вагонах, идут уже не одно десятилетие и, вероятно, будут идти еще столько же.

Сторонники спальных вагонов говорят, что в них можно отлично выспаться. Противники говорят, что нельзя. Сторонники возражают, что если кому-то не спится — значит, он не очень-то и хочет спать.

Сторонники спальных вагонов говорят, что в них не обязательно спать, но можно просто полежать, что делает длительную поездку более комфортной. Противники (в том числе упомянутый Андрей Кашко) утверждают, что страна у нас маленькая и нет никакого смысла спать ночью, раз поезда научились ходить быстро.

Сторонники возражают, что если тебе надо быть в городе А рано утром, то при наличии спального вагона можно ночь поспать и утром быть на месте. А со скоростной «сидячкой» придется вставать в 4 утра, чтобы часов в 8-9 быть на месте, — ночь разбита, ты не выспался, а еще целый день впереди. Или брать гостиницу, что тоже не всем подходит. Противники по второму кругу начинают возражать, что в спальном вагоне невозможно выспаться, потому что кто-то болтает всю дорогу, или песни поет под гитару, или дерется, или воняет грязными носками, вывешенными в проход, — и спор начинается по новой.

Тем не менее стоит признать, что альтернатива и разнообразие делают перевозки более комфортными для большего числа людей. Одним нравится «сидячка», другим «лежачка» — если у железнодорожного оператора есть и такие, и такие вагоны, — то обе группы пассажиров будут довольны.

Где можно выспаться в ночном поезде (или хотя бы попытаться)?

Сейчас попробуем отыскать такие поезда, которые удовлетворяют условиям: сесть (а точнее, лечь) в поезд поздно, ехать всю ночь, приехать в город N рано утром.

Минск – Брест

  • 22:52 – 07:41

Из Минска в Брест ходит до полутора десятка поездов в день, но только один из них идет в ночное время и при этом всю ночь. Если остальные поезда тратят на путь от 3 часов 3 минут до 4 часов 43 минут, то №657 Полоцк – Брест затрачивает 8 часов 49 минут (в обратном направлении и того больше: 9 часов 31 минута). Как ему это удается? За счет того, что идет он не по прямой линии, а в Барановичах сворачивает в сторону, на Лунинец, а оттуда через Пинск и остальные города Полесья едет в Брест. Две остановки довольно продолжительные: по 24-34 минуты в Барановичах и Лунинце, остальные, как правило, от 1 до 5 минут.

Билет в плацкартный вагон стоит 22,3 рубля, в купейный — 30,86 рубля.

Минск – Гомель

  • 00:18 – 07:31

Здесь поспать удастся чуточку меньше, чем по пути в Брест: поезд №632 Гродно – Гомель в пути от столицы до второго по численности населения города страны находится 7 часов 13 минут. Все остальные идут намного меньше: рекорд — 2 часа 50 минут. А гродно-гомельский идет так долго потому, что в Жлобине сворачивает на Светлогорск, а в Калинковичах сворачивает уже на Гомель. В «Калинках» же и самая продолжительная стоянка: 33 минуты.

Билет в плацкарт стоит 20,66 рубля, в купе — 28,63 рубля.

Минск – Гродно

  • 23:26 – 06:36

В при езде в обратный конец того же самого маршрута (поезд №№631 Гомель – Гродно) тоже можно провести ночь на полке и попытаться выспаться: на это вам отведено 7 часов 10 минут. Зато два раза будут получасовые стоянки (в Барановичах и Мостах): они могут помочь заснуть тем, кто с трудом это делает на ходу.

Билет в плацкарт стоит 20,38 рубля, в купе — 28,23 рубля.

Минск – Могилев

  • 23:05 – 05:32

Могилев — самый ближний к Минску областной центр, и даже то, что туда нет прямой железной дороги, не дает вам шанса долго лежать на полке: поезд №634 Гродно – Коммунары проведет в пути от столицы всего 6 часов 27 минут. И подняться придется очень рано. Такой, знаете ли, ночной маршрут на тоненького, но уж что поделать. Зато поезд идет через Оршу, и вот там вы простоите целых 47 минут.

Билет в плацкарт стоит 15,82 рубля, в купе — 21,92 рубля. Для тех, кто знает толк в удовольствиях, на этот же поезд есть и сидячие места. Просидеть всю ночь в кресле можно всего за 10,28 рубля.

Минск – Витебск

  • 21:38 – 06:41

А вот и рекордсмен по продолжительности в пути между Минском и каким-либо областным центром. Поезд №625 Минск – Витебск будет везти вас 9 часов 03 минуты. При этом отправление совсем не поздно вечером: можно еще с комфортом попить чайку из стакана с подстаканником. У поезда две ооочень длительные стоянки: 54 минуты в Крулевщизне и 67 минут в Полоцке. Так что поспать можно и по стук колес, и под полуночный станционный шум.

Билет в плацкарт стоит 19,05 рубля, в купе — 26,43 рубля.

Минск – Друя

  • 21:38 – 06:31

А вот и пример поезда, у которого конечный пункт даже не в райцентре, а в поселке Браславского района (когда-то Друя была крупным железнодорожным узлом, но потом узкоколейные линии разобрали, и осталась только тупиковая ветвь). Поезд находится в пути 8 часов 31 минуту. Вообще поезд №625 — это такой сборный поезд с беспересадочными вагонами до Друи. Основной состав идет из Минска в Витебск, а друйские вагоны в Крулевщизне в течение 2 часов и 5 минут (!) ждут переприцепки к поезду из Витебска, который потом по пути еще вычленит из себя вагоны, идущие в Поставы и Лынтупы.

Билет в плацкартный вагон стоит 17 рублей 45 копеек.

Гродно – Гомель, Гродно – Брест

  • 20:01 – 08:09, 20:01 – 07:41

А это пример отличного ночного поезда, который не идет через Минск. Жителям областных центров тоже надо ездить друг к другу. Поезд №610 Гродно – Гомель в пути находится 12 часов 08 минут: можно провести нескучный вечер в вагоне и попытаться так же приятно выспаться. Маршрут пролегает через Лиду, Барановичи, Лунинец и Калинковичи.

Билет в плацкарт стоит 28,81 рубля, в купе — 39,82 рубля. Для ценителей есть и «сидячка»: 18,8 рубля.

К этому же поезду есть прицепные вагоны до Бреста с примерно таким же временем в пути (11 часов 40 минут): в Лунинце они поедут не на восток, как основной состав на Гомель, а на запад, в Брест.

Здесь только плацкартные вагоны: 25 рублей 53 копейки.

Брест – Витебск

  • 17:22 – 07:37

Другой пример поезда «облцентр А – облцентр Б», не идущий через Минск. В этой «кругосветке» можно не только выспаться и чаю напиться, но и курицу съесть, и еще перезнакомиться со всем вагоном, благо в пути ваш вагон будет 14 часов 15 минут. Поезд идет через Пинск, Лунинец, Калинковичи, Светлогорск, Жлобин, Могилев, Оршу.

Билет в плацкартный вагон стоит 31,21 рубля, в купейный — 43,28 рубля. И для самых стойких есть сидячие места по 20,36 рубля.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.