В Микашевичах добывают гранит уже полвека – бурят, взрывают, вкалывают в две смены исполинские самосвалы и экскаваторы. И после перерыва здесь снова водят экскурсии – почему бы и нет, если не отвлекает от работы. Журналистов Tochka.by покатали на БелАЗе по карьеру – все показали и рассказали.
Горный ландшафт
«Гранит» – крупнейшее предприятие в Европе по добыче и переработке плотных горных пород. Первый взрыв в карьере провели ровно полвека назад. Там, где добычу уже не ведут, каменные пороги зарастают – природа берет свое.
Карьер в глубину 150 метров. Работы хватит – запасы разведали только наполовину.
«Хотим углубиться еще метров на 60», – показывает карьер заместитель главного инженера по производству предприятия «Гранит» Александр Курилович.
Как все происходит. Первым вступает в дело тучный шагающий экскаватор. Снимает пару десятков метров земли. Песок и глина – неинтересно, а плодородный чернозем отдельно – на рекультивацию.
Взрывная волна
Дальше веселее – бурят скважины, туда заливают жидкую взрывчатку на основе селитры. Взрывают раз в неделю – утром по пятницам. Техника отводится подальше, по округе ревет сирена.
Взорвали участок. Нужно разгребать – БелАЗы едут на загрузку. Водители катают по 12 часов. В две смены.
«На обед всего полчаса, остальное время – за рулем», – Сергей Ольгомец водит БелАЗ, как и его отец. Работает много, но и зарплата «айтишная».
Дальше гранит дробят. Разной фракции – для строительства дорог, зданий. В сутки «Гранит» выдает 45 тысяч тонн щебня. Половина остается в нашей стране, половина – в Россию. На путях уже ждут вагоны. Отгрузить щебня могут хоть пару мешков – местным в прицепы.
Роман с камнем
Экскурсии по карьеру проводят прямо во время работы. Полное погружение в процесс. Туристов примут в музее, проведут на смотровую площадку, в самом карьере машинист экскаватора расскажет о своих буднях.
И самое интересное – покатают на БелАЗе.
Одного пассажира подсадят в кабину и отвезут на загрузку. Впечатляет, когда в кузов сваливают тонны породы.
Отвезут и к местным водопадам – стекают грунтовые воды.
На эксклюзивное развлечение придется раскошелиться – покататься на БелАЗе стоит Br300. А просто прийти в музей и подняться на смотровую площадку стоит всего Br15.
Предприятие «Гранит» неплохо себя чувствует. Это заметно даже в мелочах: все подъезды к карьеру – в асфальте, груженые самосвалы проходят взвешивание, чтобы катать бережно, без перегруза. И сами самосвалы свежие, не замусоленные. Из последнего купили 130-тонный БелАЗ. Такой здоровяк в нашей дикой природе водится только в Микашевичах.