Спрос есть, инфраструктура – на дне: что ждет водный туризм в Беларуси?

Активный туризм сейчас на волне популярности. Спрос растет и на байдарочные сплавы. Но все ли устраивает отдыхающих и на что жалуются сами представители туротрасли?

ОбществоТуризм
Поделись с друзьями

Водный туризм в Беларуси набирает обороты. И неудивительно: у нас больше 20 тысяч рек общей протяженностью около 91 тысячи километров. Хотите релакса? Пожалуйте на Гавью, Березину, Щару, Неман, Молчадь, Вилию, Свислочь.

водный туризм

Не хватает адреналина? Есть извилистые речки с небольшими перепадами, завалами, корягами, как например, Жижма, Ислочь, Страча, Черная Ганча. И на каждом маршруте есть, что посмотреть: партизанский лагерь, землянки, не говоря уже про природные красоты.

Словом, возможности для развития активного отдыха есть в каждом регионе. Особенно сейчас, когда выездной туризм заметно просел, а внутренний по количеству туристов бьет рекорды. Заявки на байдарочные туры формируются на две недели вперед.

Но за растущим интересом не поспевает инфраструктура, а компаниям и предпринимателям, готовым развивать это направление, не хватает государственной поддержки. Иногда, элементарно, инициативы. Есть и другие вопросы.

Что не так с водными маршрутами в стране рек и какие перспективы есть у активного отдыха на воде, Tochka.by узнала у представителей бизнеса и в Республиканском союзе туриндустрии.

Бизнес на воде

Геннадий Конон один из первых, кто еще в 90-е пытался из отдыха на воде извлечь деньги. Тогда спрос был совсем незначительный и мало кто видел в этом серьезное направление для бизнеса.

«Турфирмы не хотели заниматься байдарками. Говорили, что Испания и Турция – это «наше все», а не лодки-палатки. А в итоге потом стали самыми активными байдарочниками. Это бизнес, в который достаточно легко войти – 10 тысяч долларов на покупку снаряжения, байдарок, палаток – и ты в рынке. Но потом становится сложнее», – рассказывает Геннадий Конон.

водный туризм

Нередко думают: куплю байдарки и буду в шоколаде. А оказывается, что и гиды-инструкторы нужны, и трансфер, и маршрутная книжка, и разрешение на сплав в период нереста (с 1 апреля по 30 мая), и отработанный алгоритм оказания медпомощи. Ведь есть маршруты и на 2-3 дня, и недельные: там нужно и пищу готовить, и по звездам ориентироваться, и рану перевязать, и в грозу знать, как действовать…

Спрос есть, предложений хватает, но…

Сегодня байдарочные сплавы – уже не уникальное явление. Их десятки. Только в Гродненской области водные походы предлагают в Лиде, Дятлове, Новогрудке, Мостах, Гродно… И это востребованный вид отдыха. Конкуренция растет. Появилось много серьезных игроков. Но есть и те, у кого весь бизнес сводится к банальному прокату, без всякого контроля и организации. К ним и возникают вопросы у инспекторов рыбоохраны.

«Вот уже 30 лет, как я занимаюсь этим видом отдыха. Со временем сделал вывод, что нужно делать активный, но комфортный туризм. Водный поход совмещается с ужином в ресторане, мастер-классом, баней, катанием на лошадях, фотосессией на лавандовом поле», – говорит предприниматель.

Сейчас бизнес нацелен давать не только прогулки по рекам на байдарках, это всего лишь один из элементов насыщенной программы. Но не хватает самого главного – инфраструктуры.

Реки проблем

Геннадий Конон отмечает: он не раз был готов организовать много нужного и полезного на пути следования байдарок. Но все не так просто.

«Мы приезжаем к реке и садимся по колено в грязи – нет площадки для старта. На 3-4-часовом заплыве нужны санитарные остановки, но нет площадки для выхода на берег. На маршруте, протяженностью 14 км, нужно хотя бы 10 организованных мест», – говорит Геннадий Конон.

водный туризм

На вопрос, кто этим должен заниматься: колхоз, лесхоз, отдел спорта или сами байдарочники, Геннадий пожимает плечами.

«Во-первых, я не имею права там что-то делать, потому что не владелец этих территорий. А начну косить траву – еще и штраф за экологический вред в водоохранной зоне получу. Во-вторых, мои обороты не такие, чтобы инвестировать. А если инвестирую, там завтра другая группа будет отдыхать. В свое время я сам лично молотком-топором и на Березине, и на Щаре, и на Молчади построил большое количество стоянок, которые потом были разрушены или заняты рыбаками. Я ж не докажу, что это я сделал», – говорит предприниматель.

Он отмечает: сейчас конкуренция огромная, а площадок по-прежнему не хватает. В пик сезона найти хорошую стоянку на Немане, Вилии или на Ислочи – практически невозможно. Некоторые реки весной напоминают наши трассы в час пик. Приходится фактически заранее выезжать, чтобы занять место.

«Мне нравится, как сделали в Липичанской пуще на Щаре. Там подвозят дрова, ведется журнал учета, можно забронировать место, есть туалеты, вывоз мусора. Но заказник принадлежит одному юрлицу, он монополист и диктует на маршруте условия и там нет конкуренции. Хорошие услуги на Августовском канале. Но это тоже трансграничные проекты и гранты. А как сделать, чтобы таких цивилизованных маршрутов в Беларуси стало больше?», – задается вопросом Геннадий Конон.

Организованные стоянки отдыха решают еще одну проблему: запретов на посещение лесов из-за жары. Юридически река не находится в ведении лесного хозяйства, даже если протекает через лес. Сплавляться по рекам никто не запрещал. Другое дело, что туристическая группа не может остановиться в лесу на ночлег или организовать горячее питание. Отменять поход и возвращать деньги?

«В период пожарной опасности запрещено посещение лесов за исключением дорог, которые ведут к населенным пунктам или к обустроенным местам отдыха. Если есть стоянка в лесной зоне, туда можно проехать. Но ее нет. А что мешает организовать? Отсутствие мотивации, планов или денег? Очевидно, что без помощи государства тут не обойтись», – рассказывает предприниматель.

Он уверен, что это было бы выгодным для всех: вырастит поток, на этом можно зарабатывать. К примеру, 5 рублей за стоянку – всем удобно и хорошо.

«Туалет, вывоз мусора, беседка. Люди приезжают-отдыхают в благоустроенном месте. Любому организатору тура интереснее ехать на комфортный маршрут, чем ковыряться в грязи. А у туриста остаются приятные впечатление и желание вернуться», – считает Геннадий Конон.

И что же делать?

Как отмечает глава Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый, байдарочный, лодочный туризм – значимый сегмент туриндустрии, который серьезно развивается уже восьмой год с заметными скачками роста в 2018, 2020 и 2022 году, хаотичными и бессистемными.

На это все влияли и региональный безвиз, и возможность водного погранперехода на Августовском канале, и пандемийные ограничения, и увеличение байдарочного флота за счет более современных полиэтиленовых каяков, идеально подходящих к нашей локации с точки зрения комфорта, безопасности, эргономики и соотношения цены-качества. Но в чем же главная проблема?

«Во-первых, на протяжении всего водного маршрута или его части нет прибрежной инфраструктуры: оборудованных въездов-выездов, стоянок-беседок, стоянок-ночевок (платформы для палаток или сами палатки, дрова, возможность питания, пляжи и т.д.)», – говорит Филипп Гулый.

Речь именно о платных услугах, которые можно заранее заказать и оплатить, желательно онлайн. А местные предприниматели, агроусадьбы или заинтересованные госпредприятия могли бы оказывать эти услуги, зарабатывать, иметь глубину бронирования, статистику и постоянных клиентов.

«Вторая проблема вытекает из первой. Чтобы привести это в порядок, обеспечить комфорт и запустить работу локальной «гаспадарки», нужны деньги (доступ к льготным ресурсам) и обучение местных активистов, то есть условия развития», – добавляет Филипп Гулый.

Решить проблему на местах

Очевидно, что тут нужен концептуальный план, который можно применить к каждому региону страны.

«Надо понимать, какой рекреационный ресурс у нас есть и какой инфраструктурой его можно наполнить. Скажем, есть речка Бобр: где нам надо чистить ее, где можно построить красивый пляж, где нельзя. Где, кто и какие платные услуги будет оказывать. На какой турпоток из какого города и в какой период эта локация может рассчитывать? И такой анализ по каждому району», – считает глава РСТИ.

Подключиться могут и агроусадьбы, и другие владельцы бизнеса в сфере гостеприимства. Узнать, где все это есть, а где проседает, есть ли активисты вокруг, готовые подключиться к благоустройству, предприниматели, которые заинтересованы в развитии бизнеса и создании новых рабочих мест.

«Акватория должна быть развита таким образом, чтобы местное население могло зарабатывать деньги, поставляя дрова, еду, кемпинги. И все это в онлайн-приложении, где компании, занимающиеся активным туризмом, либо сами туристы, которые хотят отправиться на сплав, могли заранее забронировать себе место, заплатить за услуги. Все это ведет к дальнейшему развитию рабочих мест, инфраструктуры на каждом речном участке», – уверен Филипп Гулый.

Планы есть

Такую концепцию РСТИ разработал еще в 2016 году, но тогда никто не прислушался. А после пандемии, когда спрос на внутренний туризм резко вырос, это стало актуально, как никогда, а в высокий сезон кое-где – вопиющей проблемой.

Сейчас в Республиканском союзе туриндустрии намерены реанимировать концепцию развития внутреннего туризма и выработать единый подход, который объединил бы всех заинтересованных участников рынка.

«Без каких-то льготных возможностей, долгосрочных средств местные предприниматели или организации не смогут развивать и укреплять техническую базу, турпотенциал регионов и местные предпринимательские инициативы. А значит, нужны институты, организации, которые смогут финансировать, давать льготные кредиты под долгосрочные программы», – говорит Филипп Гулый.

Он считает, что с учетом того, что основное оборудование производится в России, где существуют и институты развития, и новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимство», и союзные программы – то задача это хоть и сложная, но выполнимая. Просто надо немного заинтересованности на уровне государства и вовлеченности бизнеса.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля