Уклонение от службы в армии в Республике Беларусь — ответственность и правовые последствия рассмотрела адвокат Мария Макеева с позиции права и на основании действующего законодательства Республики Беларусь.
Согласно статье 57 Конституции нашей страны защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.
К основным нормативным правовым актам, определяющим порядок прохождения воинской службы, относятся:
- Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон «О воинской службе»);
- Указ Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 № 186 «О порядке прохождения военной службы»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 «О воинском учете»;
- Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 02.11.2010 № 44 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства обороны Республики Беларусь»;
- Постановление Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.03.2020 № 8/14 «Об освобождении отдельных категорий граждан, зачисленных в запас, от обязательного медицинского освидетельствования»;
- Постановление Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.01.2020 № 1/1 «Об утверждении Инструкции об определении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с воинской обязанностью».
В соответствии со ст. 30 Закона «О воинской обязанности и воинской службе» призыву на военную службу, службу в резерве подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе.
Статья 34 названного Закона определяет мероприятия, относящиеся к призыву граждан на срочную военную службу, службу в резерве:
- явка на медицинское освидетельствование;
- проведение медицинского освидетельствования;
- заседание призывной комиссии;
- явка призванных граждан в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве и нахождение в военном комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве;
- отправка призванных граждан к месту срочной военной службы, службы в резерве;
- явка граждан, в отношении которых принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт для получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства и нахождение в военном комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
За неявку на любое из перечисленных мероприятий может наступить административная или уголовная ответственность.
Административная ответственность за неявку на перечисленные мероприятия по призыву установлена в ст. 26.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
Уголовная ответственность за уклонение от мероприятий по призыву установлена в ст. 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), состоящей из двух частей. Часть 1 ст. 435 УК предусматривает ответственность за уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу без каких-либо отягчающих ответственность обстоятельств и влечет наказание в виде общественных работ, или штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет. Часть 2 ст. 435 УК предусматривает наличие квалифицирующих признаков, в связи с чем установлено более строгое наказание. Так, уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.
При решении вопроса о том, к какому виду ответственности подлежит привлечению гражданин, учитывается, каким образом неявка такого гражданина на мероприятия по призыву повлияла на возможность принятия военкоматом решения об исполнении им воинской обязанности.
Так, к административной ответственности могут быть привлечены граждане, если их неявка без уважительных причин на мероприятия не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения военкомата об исполнении ими воинской обязанности.
Уточним, что уголовное дело по ст. 435 УК может быть возбуждено даже в том случае, если гражданин не подписывал повестку о необходимости явки на мероприятия по призыву. Это следует из Закона «О воинской обязанности и воинской службе», в котором предусмотрено 2 варианта надлежащего вручения повестки:
1. лично под подпись;
2. заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении, в том числе доставляемым (вручаемым) посредством национальной почтовой электронной системы.
Таким образом, возбуждение уголовного дела по ст. 435 УК за уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу возможно, даже если гражданин не подписывал повестку о явке на мероприятия по призыву, однако такая повестка была направлена ему по почте с уведомлением о вручении.
Важно отметить, что при решении вопроса о виновности гражданина в уклонении от мероприятий по призыву на воинскую службу (ст. 435 УК) орган, ведущий уголовный процесс, в обязательном порядке устанавливает 2 факта:
1) надлежащее вручение гражданину повестки;
2) отсутствие у такого лица уважительных причин неявки.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:
- заболевание гражданина, связанное с утратой им трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения, органа государственной безопасности) или судом.
Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов или организаций.
Приведенный перечень уважительных причин неявки не является исчерпывающим. Судом могут быть признаны уважительными при документальном подтверждении и иные причины, препятствующие явке гражданина на мероприятия по призыву.
Как случае составления протокола об административном правонарушении по ст. 26.1 КоАП, так и в случае возбуждения уголовного дела по ст. 435 УК, граждане вправе обратиться за юридической помощью к адвокату.
Адвокат может оказать следующую юридическую помощь:
1. дать юридическую консультацию по вопросу призыва на срочную военную службу, разъяснить нормы действующего законодательства;
2. обеспечить участие в качестве защитника по делу об административном правонарушении;
3. обеспечить участие в качестве защитника на стадии предварительного следствия, судебного разбирательства по уголовному делу по ст. 435 УК.