Художник песочной анимации Светлана Климентина выступает с собственными шоу в Беларуси уже около 10 лет. Но так было не всегда – раньше девушка работала в налоговой инспекции. Однако творчество все же победило и стало основной деятельностью.
О своем бизнесе на проведении ярких шоу Светлана рассказала в интервью Myfin.by.
Из государственной организации – к собственному шоу
– Как вы заинтересовались песочными шоу?
– Я училась в детской художественной школе, рисование для меня было скорее хобби. Университет выбирала по серьезной экономической специальности, после получения диплома несколько лет отработала в налоговой инспекции. И все же найм решила оставить, так как хотелось попробовать что-то свое. Я видела перспективу заработка и слушала себя. Решила, что, независимо от результата, лучше попробовать, чем пожалеть и не сделать.
Сначала я писала картины маслом, в основном на заказ. Однако постепенно спрос начал падать. Я начала искать в интернете новые идеи. Так и наткнулась на песочное шоу. Именно тогда, в 2014 году, нашла свое дело. Сперва училась самостоятельно, а затем в интернете, у одной российской художницы песочной анимации. Еще полгода собирала оборудование, пробовала рисовать, и летом 2015 года у меня состоялось первое выступление.
«Приложила много усилий, чтобы пробиться на рынок»
– Трудно было заполучить первые выступления?
– Когда я только начинала свою деятельность, в Минске было как минимум три художника песочной анимации, о которых я слышала. Страха пробовать себя не было, но пришлось прикладывать много усилий, чтобы пробиться на рынок услуг артистов. Здесь высокая конкуренция не столько среди подобных мне артистов, а в принципе среди всех существующих, так как на рынке множество различных шоу-программ, а на одном мероприятии все не смогут выступить. Да и большинство организаторов, как правило, продвигают определенных артистов, с которыми уже сотрудничали.
На начальном этапе самым сложным было заявить о себе, показать собственную программу и возможности, а также не хватало опыта. Со временем, конечно же, все эти проблемы удалось решить. И сейчас, спустя 10 лет после начала творческой деятельности, у меня три шоу-программы.
– Что это за программы? И чем они отличаются?
Первая и основная — «Песочное шоу». На специальном световом столе рождаются образы, которые с помощью рук и фантазии художника трансформируются в песочный фильм с последующим выводом изображения на экран. В этой шоу-программе можно одновременно наблюдать за руками художника и за образами, которые он создает. Выступление разрабатывается исходя из тематики мероприятия: свадьба, день рождения, юбилей компании, тематическое сопровождение. Сценарий песочного шоу прорабатывается индивидуально для каждого конкретного мероприятия. Это сочетание музыки, игры света и тени создает определенную атмосферу и оказывает впечатляющий эффект на зрителей.
В шоу «Золотая пыль» на протяжении всего перфоманса зрители находятся в состоянии интриги. Художник рисует прозрачной краской на холсте, а участники не понимают, что будет изображено в конце представления. В итоге художник бросает блестки на холст – и получается задуманная картина.
В «Шоу световых картин» анимация создается лучами света в полной темноте. Сюжеты абсолютно разные и зависят от тематики мероприятия.
«Заказ одного шоу обойдется клиенту в 500-600 рублей»
– Сколько пришлось вложить в организацию собственного шоу?
– На старте пришлось потратить около $2000 на оборудование: песочный стол ($200), проектор и экран ($700), камеру ($500), стойку ($150), кабели ($100), колонку ($250).
– Заказать песочное шоу – это дорого?
– Сейчас заказ одного шоу у меня обойдется в 500-600 рублей. Однако стоит отметить, что работа начинается задолго до выступления. Каждому заказчику я высылаю анкету для заполнения. На основании ответов сперва составляю сценарий выступления, делаю наброски, чтобы не просто передать конкретную историю, а связать все в единый сюжет и постараться сделать так, чтобы каждая картинка вытекала из другой. Переходы сюжетов – это одно из главных достоинств пескографии. Затем репетирую выступление, чтобы не забыть конкретные моменты, даты, имена, места. А затем уже проходит само выступление. Работаю самостоятельно, привлекаю помощника только в части доставки и монтажа оборудования на площадке.
Около 30% от заработка уходит на амортизацию оборудования (камеры постоянно ломаются, необходимо докупать песок), налоги, транспортные расходы и многое другое. А примерно 70% – это чистый доход.
– В итоге удается стабильно зарабатывать?
– В моем деле есть понятие сезонности – ты не получаешь стабильный оклад каждый месяц. Лето – это сезон свадеб, а осень и зима – время корпоративов и юбилеев. Поэтому среднюю зарплату по стране я, как правило, зарабатываю. В удачные месяцы получается даже больше. А вот несезон – это период после 8 Марта и до лета. Хотя и весной порой проходят юбилеи, а корпоративы и свадьбы в этот период редко бывают.
– Какие инструменты продвижения бизнеса используете?
– Основной двигатель рекламы для меня – это интернет, а именно сайт и соцсети. На первоначальном этапе тратила на контекстную рекламу около $100 в месяц. Сейчас многие коллеги по event-рынку меня уже знают и сами порой предлагают мои услуги клиентам.
«Позвонили и попросили спасти ситуацию»
– А кто вообще заказывает песочные шоу? Что это за люди?
– Свою целевую аудиторию выделить сложно. Для детей у меня подготовлены сказки, для молодых людей – их любовная история, для именинника – история его жизни, на корпоратив – история развития компании. Было даже одно выступление на годовщине смерти: у мужчины умерла супруга, и он решил на годовщину ее ухода показать гостям историю их жизни, которая была весьма насыщенной.
– Одним из самых ярких моментов в моей работе стал заказ, который поступил за 5 часов до мероприятия. Мне позвонил организатор и попросил спасти ситуацию. Художник песочной анимации, который был запланирован на мероприятии, по определенным обстоятельствам отказался выступить, поэтому нужно было срочно найти замену.
Я была немного ошарашена, что за такое короткое время нужно подготовиться, отрепетировать по эскизам другого художника, а также выучить последовательность сюжета, собраться и приехать на площадку. Но все же решила помочь в данной ситуации. И вот уже через несколько часов я выступаю. Было приятно услышать много теплых слов благодарности.
Как и у любого артиста, были и промахи по моей вине. Однажды мое выступление заказали на второй день свадьбы. Было озвучено время, а я подумала, что это начало мероприятия, но оказалось – время моего выступления. Из-за дальности места проведения просто физически не успела бы приехать. К счастью, это был единственный случай, когда пропустила из-за недопонимания. В качестве извинения я записала видеоролик с любовной историей молодых и бесплатно подарила его. Еще был случай, когда меня подводила камера, но это было в начале творческого пути. С тех пор я всегда беру с собой запасную.
«Работать стало сложнее»
– Проблемы в работе есть всегда, но они были преодолимы. Сейчас, к сожалению, стало очень сложно работать. Создание реестра организаторов, к которому теперь относится небольшое количество организаций, и введение обязанности получения гастрольного удостоверения на каждое мероприятие привело к тому, что практически невозможно напрямую заключить договор с заказчиком.
Для этого клиенту сперва необходимо заключить договор с организатором из реестра, потом оформить гастрольное удостоверение, и только потом я могу выступать. Это влечет за собой временные, трудовые и финансовые затраты. И уже стало чувствоваться снижение спроса на event-услуги.
Я стараюсь постоянно развиваться. После пескографии я освоила световые картины, через некоторое время создала шоу «Золотая пыль», затем начала делать портретные матрешки на заказ. В прошлом году прошла обучение по изготовлению деревянных сумочек. Я всегда стараюсь искать новые ниши в работе, поэтому и сейчас останавливаться не собираюсь.