Более 40 отельеров собрались в начале июля на площадке Робинсон-клуба по приглашению Республиканского союза туриндустрии.
О том, как белорусские отели подстроились под новые реалии, о качестве сервиса и о том, чего не хватает для полного счастья гостиничному бизнесу, Tochka.by поговорила с экспертом по управлению доходом и ценообразованию, руководителем команды по работе с региональными отелями Ostrovok.ru Ксенией Безбородовой.
Отели в Беларуси – на уровне
Она высоко оценила уровень белорусских отелей и отметила, что по качеству проживания и сервису белорусские отели выигрывают у российских. И средняя «тройка» в Беларуси по уровню гораздо выше, чем отель такой же «звездности» в России. Что касается политики продаж, ценообразования, тот тут белорусские отели идут по принципу наименьшего сопротивления, отмечает Ксения Безбородова.
«Они сейчас испытывают приток бизнеса, россияне едут, загрузка больше 70 процентов, заявки поступают, и многие отельеры говорят: «У нас и так все хорошо, поэтому нам не нужны дополнительные инструменты в продажах, не надо нам динамики». Отели вернулись к прежним фиксированным тарифам. Это экономит время. Но, к сожалению, когда вы почиваете на лаврах, в какой-то момент перестаете развиваться», – говорит она.
И если опять будет какой-то новостной фон не очень приятный, какие-то изменения экономические, геополитические, то это в первую очередь скажется на гостиницах.
Потому что человек никогда не откажется, что бы ни случилось, купить буханку хлеба. А отпуск может и подождать.
Как сказался уход Booking и Airbnb на отелях в Беларуси
Как отмечает эксперт, международные системы бронирования по разным оценкам приносили отелям до 70-90% бронирований, то есть удар оказался существенным.
«Игрокам отельного рынка пришлось настраивать продажи через собственные сайты и переходить на российские системы бронирования, туда же потянулись сами туристы. Российские агрегаторы не хуже западных аналогов, в них легко можно найти отель или квартиру. В Минске процентов 80 отельеров с нами [с Ostrovok.ru – Tochka.by] работают, но многие отели подключились и на этом все: один тариф, фиксированные цены, никакими инструментами не пользуются, какие-то заявки приходят – ну и слава богу», – рассказывает Ксения Безбородова.
Вспомнила она и популярную ранее историю о том, что Минск был международным воздушным хабом, который в допандемийные времена россияне часто использовали как пересадочный пункт.
«В России даже была популярна шутка белорусских авиалиний «Мы доставим Вас в те страны, с которыми поссорился Ваш президент». Сейчас все-таки начинают ездить в Беларусь как в полноценную «туристическую дестинацию» для отдыха. Многие приезжают на машинах, с детьми, останавливаются здесь на 3-4 ночи. Особенно это чувствуется в эконом-отелях», – говорит Ксения.
По ее мнению, россияне уже практически заменили весь отсутствующий иностранный спрос.
«Две ночи по цене одной с бесплатным завтраком и бассейном»
Что касается разных акций, то здесь Ксения советует отельерам делать их системными, иначе толку от таких уникальных предложений будет мало.
«Это ловушка, в которую попадают многие отельеры. Невозможно что-то активно делать только в плохой месяц и ничего не делать весь остальной год. Потому что в систему онлайн-бронирования вшит алгоритм. Если отель в течение года использует разные инструменты ценообразования – скидки, акции, спецпредложения — тем чаще он виден пользователю, система начинает повыше его поднимать», – отмечает она.
И это особенно актуально для региональных гостиниц в Беларуси. Они боятся моментальности подтверждения в онлайн-системах, потому что «а вдруг что-то пойдет не так?».
«Как о себе заявить, выйти на среднестатистического россиянина? Сможет ли он узнать, что есть классный санаторий под Минском? Да никогда в жизни, если отель не появится на сайте, который россиянин использует для бронирования путешествий», – говорит Ксения.
«Слепые» зоны на карте бронирования
Отдельно прокомментировала эксперт и ситуацию с отелями в белорусской глубинке. Внезапно выяснилось, что один из самых «проблемных» городов – это Витебск.
«Я сама ездила в Витебск и не могла забронировать отель, потому что он не был на тот момент представлен на онлайн-площадках. У некоторых даже нет сайта, где можно забронировать онлайн. Например, в одном из витебских отелей для бронирования номера нам пришлось звонить по телефону. У них не было ни сайта, ни почты. Туриста, который привык все бронировать одной кнопкой мыши и сразу получать подтверждение, это приводит в ступор», – рассуждает Ксения.
А вот что спасает, так это наличие апартаментов. И в Витебске, и в Гродно, и в Бресте – во всех регионах.
«У вас появляется очень много частников, которые сдают квартиры и выставляют их онлайн. И собственники этих апартаментов как раз-таки более подкованы и более динамичны в ценообразовании, со всеми каналами и инструментами работают, никаких проблем с документами, быстро и гибко реагируют на спрос», – говорит эксперт.
Цифры и факты
Всего на Ostrovok.ru представлены две тысячи белорусских гостиниц, хостелов и апартаментов, половина из них – в Минске. Процентов 70 представленных точек размещения – квартиры и апартаменты.
За второй квартал 2023-го количество бронирований белорусских отелей выросло на две трети по сравнению с весной-летом-2022. Средний тариф номера в белорусском отеле – 68 долларов за ночь. Средняя стоимость одного бронирования 148$ – столько примерно тратит один россиянин (это на 19% больше, чем в прошлом году).
Что говорят белорусские отельеры
Самый важный результат – это возвращение на «доковидные» показатели, отмечают белорусские отельеры.
Например, в ОАО «Минотель», куда входят гостиницы «Беларусь», «Спутник», «Вояж» и «Гарни», отдыхают в основном россияне (около 80%), отмечает начальник отдела маркетинга и продаж ОАО «Минотель» Елена Соколова.
«У нас четыре гостиницы, разные по целевой аудитории и расположению. Их загрузка с начала года составила более 50 процентов. Доля онлайн-бронирований в наших гостиницах около 40%. После того, как ушли самые мощные и большие международные онлайн-системы бронирования, их нишу постепенно заменяют российские аналоги», – говорит она.
Схожий портрет гостя и в сети отелей «Time Hotels» и отеле «Европа», отмечает начальник отдела маркетинга и продаж Ирина Лукащик.
«Портрет гостя – это россияне, которые проводят с семьей отпуск, кто-то посещает Минск, кто-то транзитом едет по всем областным городам. В гостиницах низкой ценовой категории «глубина бронирования» всегда больше – это заранее запланированный отдых. Что касается 5 звезд, то тут клиент может заехать и за день-два», – рассказывает Ирина.
И если на начало месяца перспектива загрузки маленькая, то к концу месяца достигает хорошего уровня за счет того, что гости бронируют и заезжают буквально день в день.
Проблемы белорусской туриндустрии
Как отмечает председатель правления РСТИ Филипп Гулый, в основе проблем, требующих решения в сфере гостиничного бизнеса, – государственное регулирование индустрии гостеприимства, фактически его отсутствие на республиканском уровне.
«Конечно, разные органы и ведомства в части своей компетенции работу делают, однако Министерство спорта и туризма ответственно лишь за деятельность туроператоров и турагентств, а также за гидов-экскурсоводов. Все остальное – музеи, общепит в турлокациях, зоны отдыха, пляжные территории, турбазы и даже санатории – не его вотчина», – рассуждает Филипп.
А потому даже при оценке деятельности хостелов порядок мнения потенциального регулятора лишь «общее мнение». А без должного регулирования развитие хаотично, маркетинговая политика и методика обеспечения загрузки и глубины продаж сумбурна, бессистемна и недальновидна.
«Чтобы говорить о долгосрочных перспективах, не хватает статистики и анализа целевых и потенциальных рынков, конкурентных площадок, трендов дистрибуции В2В и В2С. Острая нехватка кадров, система их подготовки, современные критерии сертификации и ее наличие, высокая расходная часть, влияющая на конкурентоспособность с российским рынком — это фундаментальные проблемы, требующие государственного мышления», – отмечает Гулый.
РСТИ видит свою роль в этом процессе в данный период в создании условий для коммуникации, обучения, проведения деловых встреч и маркетинговых мероприятий для отечественных отельеров, как между собой, так и с зарубежными коллегами, чтобы перенимать друг у друга опыт и эффективно пользоваться всеми возможными инструментами рынка.