Как и когда разговаривать с детьми о деньгах — ответила эксперт
Тема отношения детей к деньгам во многом связана с психологией. Но журналист Tochka.by решил подойти к ней с другой стороны. Попросил поделиться опытом эксперта в финансовых вопросах.
Многие сталкивались с картиной, когда дети в магазинах игрушек устраивают истерики, если родители отказывают им в покупке. Ребенок не понимает, почему до этого было можно, а сейчас нельзя. И это в том числе следствие финансовой неграмотности.
Практика показывает, что чем раньше начать разговаривать с детьми о деньгах, тем лучше. Вопрос только в том, как доносить информацию до формирующегося сознания малыша.
С этим вопросом журналист Tochka.by обратился к финансовому консультанту Елене Максимович. В силу материнского опыта и частого взаимодействия с людьми эксперт может оценивать ситуацию уже и с позиции психолога.
Как предвосхитить истерики детей в магазинах
По оценке собеседницы, у неадекватного поведения детей в магазинах есть простое объяснение. У ребенка могла выработаться привычка – ему все можно. И он не готов к тому, что сегодня скажут «нет».
В этом виноваты именно родители, поскольку вовремя не объяснили, что деньги не достаются просто так, их нужно зарабатывать.
Важно уже при первой покупке дать понять, что игрушка меняется на бумажки, которые родителям дают на работе. Это, кстати, можно совместить с объяснением, почему мамы и папы днем по будням не бывают дома. Если родители ничего не будут делать, то не заработают деньги и не смогут купить желаемую вещь.
«Так ребенку легче понять, что родители обменивают свое время и знания на деньги, а потом за них делают покупки», – замечает финансовый консультант.
Еще один важный момент: денежные подарки на дни рождения и другие праздники от родственников (бабушек, дедушек) и знакомых.
Детям можно объяснить, что лучше не тратить все деньги сразу, а отложить, например, 10%. Таким образом, уже с детства под силу начать формировать идею о накоплении. Ребенок оценит преимущество, когда придет время воспользоваться подушкой безопасности, не прося ни о чем родителей.
В перспективе это снижает вероятность того, что, повзрослев, люди будут обращаться к кредитам, потому что они уже научатся контролировать (планировать) свои финансовые ресурсы.
В каком возрасте можно разговаривать с детьми о деньгах
Психологи говорят, что в ребенка можно заложить что-то до пяти лет, а потом уже придется менять. Собеседница считает важным не упускать время и при любой подходящей возможности разговаривать о деньгах. И не просто запрещать, а объяснять, почему что-то нельзя купить именно сейчас.
Ответ на вопрос «Как донести?» не такой уж и сложный. Точно так же, как и то, что песок есть нельзя, а переходить дорогу надо на зеленый свет.
Нужно сохранять твердость и доносить, что, например, пока мы не можем себе этого позволить.
«Если ты хочешь, чтобы мы тебе это купили, то нам придется работать ночью, а ты будешь чаще оставаться один», – приводит еще один возможный аргумент финансовый консультант.
«Почему другим покупают, а мне нет?»
Часто на желания ребенка влияют маркетинг и аспект социализации. Дети в садике или школе видят, что у нескольких друзей есть одна и та же игрушка.
Она вполне может быть недорогой. Но покупать по умолчанию не всегда правильно, даже если родителем движет желание не формировать у чада комплексы. Такое может привести к другой крайности и убежденности ребенка, что он всегда будет получать то, что хочет.
Можно спросить, действительно ли ему это нравится или просто хочется то же, что и у других. Ничего не мешает и купить, чтобы потом это стало примером, на который можно сослаться, когда дети захотят появления нового тренда.
Есть вариант сразу обговаривать со своим чадом, что есть определенный бюджет на игрушки и развлечения.
«Моя 10-летняя дочь иногда подходит и спрашивает, за какую сумму максимум она может что-то купить. А потом просто выбирает в рамках обозначенных рамок», – приводит показательный пример из личного опыта собеседница.
С детьми можно и нужно разговаривать о финансах
Важно сформировать понятие семейного бюджета, чтобы дети осознавали, откуда приходят деньги и как они тратятся, соотносили доходы и расходы.
Ничего не мешает спросить мнение детей: хотят ли они отправиться на отдых или согласны, что мебель требует обновления? Дети участвуют в распределении семейного бюджета и могут понимать финансовую ответственность.
Специалист подчеркивает, что ни в коем случае нельзя жить в условиях ограничений и лишений. Это всегда поиск баланса. Бывают временные затруднения с деньгами, и ребенок должен все понимать. Можно обговорить, что, как только появятся «свободные деньги», он будет вознагражден за терпение: «Тогда мы пойдем в магазин и купим любую игрушку (в рамках бюджета)».
Эксперт полагает, что у психологов на эту тему может быть свое мнение. Но она уверена, что некоторые финансовые вопросы лучше обсуждать вместе.
Еще родителям, как и во многих аспектах общения с детьми, нужно воспитать себя, ведь малыши их копируют. Если разрешить себе один раз перебежать дорогу на красный свет, то и ребенок увидит, что так делать можно.
У взрослых должна быть соответствующая финансовая культура, которая станет примером. Научить чему-то детей сложно, если сам так не поступаешь.