Помните, когда-то в Минске во время ливней затапливало в основном район Немиги? Сегодня же под воду уходит почти весь город: машины превращаются в «утопленников», паркинги, магазины и офисы оказываются залитыми. Если кто-то ещё сомневается в изменениях климата — эти кадры говорят сами за себя.
Причём подобные сцены повторяются не раз за сезон. Нравится нам это или нет, но такая погода всё больше становится частью повседневной жизни — и влияет не только на быт, но и на бизнес. Смотрите, как это происходит и к чему всё идёт.
Городская среда: больше дождевых коллекторов

Как говорят в Белорусском союзе архитекторов, при подтоплении зданий главную роль играет внутренняя система поверхностного водоотвода. Решения по отводу дождевой и талой воды учитывают объемы выпадения осадков. Например, дождевая канализация проектируется с запасом, из расчета двукратного переполнения в течение года.
При этом, говорят специалисты, важно не только то, как системы отвода воды сделаны и эксплуатируются, но и то, своевременно ли их ремонтируют и модернизируют.
За последние 15 лет в Минске построили пять крупных участков сетей ливневки, а вся система ливневой канализации столицы сейчас занимает 2,12 тыс. км. Например, район многострадальной Немиги спасли второй ниткой коллектора «Центр», диаметр которой почти 2,5 метра!

В «Минскинжпроекте» рассказали, что в столице разработана долгосрочная программа развития сетей дождевой канализации. Так, уже спроектированы дождевой коллектор и очистные сооружения от улицы Монтажников до деревни Ярково, которые спасут от подтоплений улицы в микрорайоне Сухарево. До 2030 года пройдет реконструкция коллектора в районе улицы Бабушкина в промышленном узле «Колядичи», модернизируют сети дождевой канализации на перекрестке Партизанского проспекта и улицы Жилуновича, дождевой коллектор ТЭЦ-4 в районе улиц Лобанка — Мачульского, а также ливневку от Парниковой до коллектора «Слепянка», где диаметр труб увеличат с 1,25 до 2 метров.
Недвижимость: магазины на цокольных этажах уйдут в прошлое?

— Безусловно, изменения климата, которые мы фиксируем в последние годы, затрагивают разные сферы, в том числе и недвижимость, — говорит руководитель агентства «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Андрей Посканной. — Летом мы все чаще наблюдаем настоящие тропические ливни, и опыт многих стран Европы и Азии, где в магазинах держат запас мешков с песком или надувные барьеры на случай наводнений, уже не кажется нам таким далеким.
По словам экспертов, от сильных дождей в Минске в первую очередь страдают паркинги и помещения, которые расположены ниже уровня земли. Все, куда нужно спускаться вниз по ступенькам, цокольные этажи, — в группе риска. Эти площади, как правило, арендуют общепит и сфера услуг, а также ретейл.

— Мощные ливни — это проблема и для собственников такой недвижимости, и для тех, кто ее арендует: и те и другие теряют деньги, пока бизнес простаивает, по причине того, что помещение нужно привести в порядок из-за потопа. Пока мы не видим, чтобы арендные ставки в этом сегменте снижались из-за природного фактора, особенно если здание находится в центре города.
Однако, уверен Андрей Посканной, собственники таких помещений, особенно если их уже затапливало, должны заранее думать, как этого избежать в будущем, иначе они просто останутся без арендаторов.
— Бизнес-арендатор, перед тем заключить договор аренды, всегда интересуется историей помещения. А кто захочет въезжать туда, где постоянно затапливает? Поэтому нужно предпринимать меры — от установки резиновых уплотнителей до более сложных технических решений — или же продавать эти помещения тому, кто готов решать подобные вопросы.
Мода: купальник вместо топа и дождевик с принтом вместо плаща

— Если совсем глобально, то все, что происходит в моде, — это всегда реакция/ответ на то, что происходит вокруг. Не знаю, связать ли это напрямую с климатом или больше с социумом, но то, что больше нет деления на «модную» и «утилитарную» одежду, — это уже факт, — рассуждает персональный стилист Наташа Лапина и приводит простое подтверждение: — Мы запросто надеваем парку на вечернее платье — и это ок.
Кстати, говорит Наташа, парка и дождевик — это как раз те предметы верхней одежды, которые из разряда «для непогоды» уже прочно перешли в разряд городской базы и стали полноценной альтернативой привычному тренчу.
— То есть вместо тренча мы можем надеть дождевик — и так идти на работу. Аналогично в базовом гардеробе стало гораздо больше технологичных вещей и материалов, которые раньше считались сугубо утилитарными: сумки из нейлона, ботинки для хайкинга. Даже если нынешнее лето взять, чуть ли не самая популярная пара обуви «подо все» — это вьетнамки. При этом не обязательно кожаные, а обычные резиновые. Идеальная пара для летних дождей, которая мало того, что в тему многих луков, так еще и не развалится после первого ливня.
Чтобы выглядеть стильно, когда погода за день сменяется несколько раз, наша собеседница советует вспомнить такой прием, как многослойность, и добавить в привычную летнюю базу ветровку-бомбер, удлиненный жакет, летний плащ/пыльник или тот же дождевик.
— Я постепенно начинаю вводить в гардероб плотные, быстросохнущие и непромокаемые фактуры как данность, — продолжает Наташа Лапина. — Кроме условных льняных брюк, на лето стоит обзавестись брюками или юбкой из плащевки и использовать их как базу. Очень неплохо иметь объемную джинсовку. В качестве топа можно использовать купальник (в уместной ситуации, конечно же). Опять же красивый дождевик можете купить с принтом или любимого цвета, чтобы быстрее увидеть в нем «модный плащ», а не просто «палатку от дождя».

И не забываем про резиновые сапоги!
— Я помню период в нулевых, когда сапоги hunters были предметом вожделения всех уважающих себя «фэшионисток». С тех пор так или иначе резиновые сапоги, шлепки, обувь, похожая на калоши, и даже резиновые «накладки» на кроссовки стали уже настолько «понятной» вещью, что им даже особый тренд не нужен. Просто покупаем и носим. Утилитарность наконец в моде!
Автомобили: знать, сколько стоит ремонт «утопленника»

Автомобилисты, наверное, самая распространенная категория пострадавших от наводнений в белорусских городах. После каждого погодного катаклизма в автосервисы привозят десятки автомобилей-«утопленников».
«Лечить» пострадавшие от наводнений машины с двигателем внутреннего сгорания в Беларуси научились давно. Как правило, разобрать такого «утопленника», все помыть, почистить, высушить, что-то отремонтировать и опять собрать в среднем стоит в диапазоне 1,5–3 тыс. рублей в зависимости от марки, модели и объема повреждений.
Как рассказали OL в одном столичном СТО, самое печальное, что может произойти, — это выход из строя блока управления. Тем более что он расположен у многих моделей достаточно низко (на уровне сиденья) и ничем особенно не защищен. Часто влага попадает в коробку передач, а при длительном нахождении в воде — даже в двигатель. Это увеличивает объем работ, хотя и не является фатальным.
Гораздо меньше информации о том, как «тонут» электромобили, — просто статистика у нас еще не накопилась. В компании «Теслакарс», которая занимается продажей «электричек» разных марок, объяснили, что все зависит от бренда. Например, кузовные части Tesla из алюминия, электромоторы надежно защищены, а вероятность попадания воды в батарею вообще почти нулевая.

Основные «проблемные зоны» у электромобилей — те же, что и у авто с ДВС: блоки управления, окисление разъемов, если машина немолодая — может где-то закоротить проводку. По словам автомехаников, занимающихся обслуживанием и ремонтом электрокаров, если делать все, как положено (разобрать салон, поднять покрытие, проверить проводку, что-то заменить), это обойдется в те же 3–3,5 тыс. рублей.
Может быть и дороже. С заменой блока управления, например у Tesla, цена вопроса может возрасти уже до 4,5–5 тыс. А если вдруг (хотя это и крайне маловероятно) произойдет разгерметизация с попаданием воды в батарею, то это может стоить (в зависимости от автомобиля и емкости аккумулятора) от 15 тыс. до 40 тыс. рублей.
Главное, что советуют на СТО: ни в коем случае не заводить автомобиль, который заглох в луже или долго простоял в зоне подтопления. Даже если вода ушла и все выглядит нормально. Потому что могут быть неприятные «сюрпризы» — от срабатывания подушек безопасности до короткого замыкания в важных узлах и блоках.
И последнее: по словам представителей компаний, которые торгуют подержанными автомобилями, восстановленная машина, побывавшая в воде, стоит на рынке в среднем на 10–15% дешевле, чем аналогичный, даже ранее «битый», автомобиль.
Страхование от природных бедствий станет нормой и для людей, и для бизнеса

В страховой компании «Асоба» отметили, что из-за увеличения чрезвычайных климатических ситуаций заметно вырос интерес к страхованию имущества как со стороны бизнеса, так и со стороны физлиц.
Только за март — май 2025 года в компании заключили 5661 договор добровольного комбинированного жилищного страхования с гражданами (в них также включены риски потопов и наводнений). Это на 100 договоров больше, чем за такой же период 2024 года. Кроме того, люди все чаще обращаются за консультациями по страхованию строений и квартир.
Читайте также:
Зонтик и кофта в придачу: какая погода ждет белорусов в выходные