«Токсики» и жалобщики: как научиться работать в коллективе будто из кошмара?

Белорусы рассказали, с какими коллегами им приходится трудиться. Судя по историям, это не самые приятные люди. А вы уверены, что не создаете проблем коллективу?

Общество
Поделись с друзьями

На работе мы проводим большую часть жизни, поэтому хотелось бы чувствовать себя комфортно среди коллег. Но получается это далеко не всегда.

как научиться работать

Среди распространенных проблем – «токсичные» шуточки, отсутствие этики и здравого смысла.

Tochka.by собрала несколько историй белорусов об отношениях в коллективе и спросили у специалиста о способах наладить атмосферу на работе.

Начальник – тот еще сплетник

Людмила (имя изменено по просьбе героини, ее контакты есть в редакции) признается: не сразу поняла, что в коллективе что-то не так. Опыта очной работы в других местах у нее не было: после университета сразу попала в компанию, где трудится и сейчас.

«Сначала казалось, что такие отношения нормальны, – у кого не бывает странного и всем недовольного начальника. Но спустя несколько лет поняла: таким руководитель точно не должен быть», – делится девушка.

как научиться работать

По ее словам, начальник часто становится эпицентром сплетен: собирает личную информацию о подчиненных, не прочь обсудить чью-то интимную жизнь, при этом отпускает достаточно оскорбительные шуточки или задает неуместные вопросы из разряда «изменяешь своему мужу, да?».

Обстановка на работе, мягко говоря, некомфортная. Не помогают и корпоративы – их попросту не проводят уже несколько лет.

«После праздника шеф обязательно устроит «разбор полетов»: кто сколько съел, выпил, куда посмотрел, что сделал. Как результат, идти на корпоратив никто не хочет. А последнее новогоднее мероприятие у нас отменили, потому что – цитата: «вы не умеете себя вести»», – признается Людмила.

Создать сплоченный коллектив начальник не то что не стремится, а скорее, наоборот, разрушает даже зачатки корпоративного духа:

«Потому что «помните, как Н. больше всех танцевал? Не надо нам такого»».

У кого больше прав, тот и прав

Несколько лет назад в коллектив пришел новый сотрудник на руководящую позицию. И практически со старта начал использовать нецензурные выражения в адрес коллег.

«Когда стали говорить об этом с руководителем, он ответил: мол, такой это человек, ничего не поделаешь», – передает диалог с начальником Людмила.

как научиться работать

Но вообще, банальное отсутствие уважения для коллектива Людмилы не ново. Так, от мужчин девушка часто слышит похабные шуточки.

«Отвечать приходится резко. В противном случае твое молчание расценят как слабость и будут шутить еще активнее. Заступиться в таком конфликте за сотрудника некому», – говорит девушка.

Дружба и ненависть

Мария (имя изменено по просьбе героини) в основном поддерживает дружеские отношения с коллегами. Но и в бочке меда, как говорится, есть ложка дегтя.

«Пара сотрудников откровенно выводит из себя. Раздражает их уверенность в собственном превосходстве над другими, хотя и сами вовсе не идеальны», – говорит девушка.

Работа с неприятными коллегами вызывает у Марии желание пересесть в другой кабинет или слушать музыку в наушниках в режиме нон-стоп.

«Как таковых правил общения с коллегами у нас нет. Думаю, они не особо нужны, если в коллективе доносят главное – необходимо соблюдать корпоративную этику и уважать труд каждого. В конце концов, оценивать профессионализм того или иного кадра должен работодатель», – уверена Мария.

Специалиста по внутрикорпоративному общению в компании нет, что девушку огорчает: на коллективных мероприятиях можно исправить многие недопонимания между сотрудниками и наладить хорошие рабочие связи.

А вот чат компании, где работает Мария, довольно активный.

«Коллеги часто обсуждают не только рабочие вопросы, но и просто общаются. Думаю, это неплохо. Хоть какое-то развитие корпоративного духа», – делится девушка.

Шуточки с подтекстом или откровенные вопросы могут быть уместны только среди друзей, высказывает мнение собеседница. Поэтому ее откровенно выводит из себя, когда подобное позволяют коллеги не из близкого круга, особенно если юмором «ниже пояса» грешит противоположный пол.

Как предупредить конфликты

Чтобы работать было комфортно, о коллективе нужно заботиться, уверен врач-психотерапевт, эксперт по коммуникациям и главный врач медцентра «Парацельс» Александр Божко.

Причем меры по поддержанию здоровой атмосферы среди коллег ложатся на плечи нанимателя или специального сотрудника, сформированного отдела.

«Я бы охарактеризовал заботу о коллективе путем выполнения нескольких пунктов: подбора подходящих в этот коллектив сотрудников, их адаптации, выстраивания процесса обучения, мотивации, способов удержания и так далее», – перечисляет эксперт.

На верхушке же пирамиды под названием «здоровый коллектив» находится ее величество корпоративная культура. В которую в том числе входят правила общения коллег на рабочем месте.

Узнаю «токсика» по трем словам

Александр Божко выделил несколько критериев для определения «токсичных» работников в коллективе.

Итак, вот некоторые из них:

  • коллега пытается манипулировать чувствами других сотрудников
  • обесценивает труд коллектива
  • проявляет некую театральность, тотальное недовольство и неуважение, пытается оказаться в центре внимания
  • нарушает личные границы других сотрудников и провоцирует конфликт.

Через понимание к предотвращению

Причин для такого поведения может быть несколько. Во-первых, недостаток компетенций, делится эксперт:

«Когда сотрудник откровенно не понимает, как решить проблему, то из-за собственного бессилия повышает голос, использует неподходящие слова».

Во-вторых, человек банально может не получать обратной связи о неприемлемости такого поведения.

В-третьих, не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого.

Как вести себя с «токсиками»

Традиционно, если существуют «токсичные» отношения, говорят об эмоциональной дистанции. В этот момент испуг или злость могут стать проигрышной позицией.

«Если человек ждет от вас эмоций, а вы демонстрируете равнодушие, то чаще всего агрессор теряет интерес и переключается на другого. Поэтому лучше не вступать в спор, альтернатива ему – игнорирование и согласие. В этом случае вы сводите негативные эмоции к минимуму, не идете у них на поводу», – подчеркивает эксперт.

При этом стоит внимательно относиться к озвученной личной информации на работе. Она может стать плодородной почвой для действий манипулятора.

«Еще один хороший способ – в беседе с «токсиком» применять временные рамки. Можно сказать: «Слушай, у меня ограничено время, поэтому давай конструктивно – про что разговор?»» – подсказывает «ход конем» Александр.

Манеру общения с «токсичными» людьми можно менять. Например, если раньше вы молчали, начните говорить первым или активно задавайте вопросы из разряда «а как ты собираешься осуществить сказанное?».

Что делать при конфликте

Первым шагом может стать предоставление той самой обратной связи коллеге, с которым у вас нелучшие отношения.

Тут действует так называемая формула безопасного общения, поясняет эксперт. Когда говорящий не использует фраз, которые могут потенциально вызвать психологическую защиту у собеседника, а констатирует эмоциональный отклик.

«Если в моем присутствии кто-то выражается нецензурной бранью, я первично выражаю свои эмоции. Например: «Я сейчас злюсь и раздражен, когда слышу ругательства. Мне не нравятся эти слова»», – говорит психотерапевт.

Таким образом говорящий озвучивает свою позицию, не переходя на другого человека. На этом этапе оппонент или не поймет, о чем речь, или просто услышит, что его собеседник злится.

Затем можно произнести фразу, которая очертит ваши желания. Таковой может стать: «Я хочу работать максимально эффективно и чувствовать себя комфортно на работе». Здесь тоже нет повода для конфронтации.

А завершить речь можно предложением: «Прошу тебя подбирать слова и больше не использовать нецензурные выражения в моем присутствии».

«Эта формула универсальна, ее можно использовать как с коллегами, так и с руководством. Говорю, что чувствую, чего хочу, что предлагаю. И даже если это не сработает, по крайней мере вы будете знать, что сделали все возможное, чтобы позаботиться о себе», – поясняет Александр.

Он обращает внимание: если общение с жалобщиком или «токсиком» перешло в форму агрессивного поведения, это повод обратиться к психологу. Чтобы в будущем не понадобилась милиция или скорая.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля