Легендарная и непредсказуемая: какой была Людмила Гурченко
На ее долю выпали тяжелые испытания во время войны, но она все же выжила, чтобы потом стать знаменитой актрисой.
Людмила Гурченко неоднократно бывала в Беларуси, и каждый, кто имел честь с ней пообщаться, вспоминает её как открытую и простую в общении женщину без звёздной надменности. Она предпочитала, чтобы её называли просто Люся, а на сцене всегда отдавалась выступлению полностью, не терпя ни малейшей фальши.

Снималась на «Беларусьфильме», часто приезжала в Витебск на «Славянский базар». Признавалась, что безумно любит Минск, да и всю Беларусь тоже. В том числе за стойкость, мужество и безграничную доброту людей.
Как во время войны взрослела Гурченко
Родилась Люся в Харькове, в музыкальной семье. По ее рассказам, мама была дворянского происхождения, отец – из батраков.
Марк Гаврилович Гурченко – деревенский мужик, от сохи, из белорусов, артист и душа компании. Самозабвенно играл на баяне на утренниках в школе, проводил праздники на заводах и фабриках.
Елена Александровна Симонова-Гурченко помогала мужу, школу так и не окончила из-за рождения дочери.
Люся выступала с раннего детства: читала стихи, пела и пробовала выбивать чечетку. Но все это было еще до войны.

Отец ушел добровольцем на фронт с баяном. Люся с мамой оказались в оккупированном немцами Харькове. Как-то выжили в холоде и голоде.
В автобиографической книге «Мое взрослое детство» актриса откровенно поделилась, что во время оккупации научилась виртуозно воровать еду с прилавков. А потом тащила все подряд «на черный день».
Несколько раз видела, как немцы устраивали показательные казни.
«Тогда мне было шесть лет. Я все впитывала и ничего не забывала. Я даже разучилась плакать. На это не было сил», – рассказывала Гурченко.
После освобождения Харькова Люся столкнулась с новой напастью: на тех, кто оказался в оккупации, смотрели косо, с недоверием и даже злобой.
Отношение начало меняться после того, как в кинотеатрах стали крутить документальные фильмы и хроники, рассказывавшие о зверствах фашистов на захваченных территориях.
Много лет спустя Гурченко признавалась, что для нее неисчерпаемый источник эмоций, страстей, лиц, неоднозначных открытых характеров был в той войне, в незабываемом взрослом детстве.
Почему женщины равнялись на Гурченко
После десятилетки Люся отправилась покорять Москву. Везла с собой большой аккордеон. Хотела стать артисткой.
Поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Занималась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
На выпускном курсе исполняла роли Кето в оперетте «Кето и Котэ» и Имоджин в сценической композиции «Западня» по Теодору Драйзеру. Гурченко и пела, и танцевала, и играла на рояле.
Первый грандиозный успех принесла музыкальная комедия «Карнавальная ночь». Премьера фильма состоялась 28 декабря 1956-го. С тех пор картина многие годы оставалась одной из главных для показа на новогодние праздники.
Это была первая режиссерская работа Эльдара Рязанова. Людмила Гурченко с ее обаянием, энергией, очаровательной улыбкой, точеной фигурой привлекла к фильму и, разумеется, к себе огромное внимание зрительской аудитории.
Модницы тут же принялись шить платья, как в кино, и садиться на диету, чтобы талия была осиная, как у Гурченко. Актриса начала гастролировать по всему Союзу с песнями из фильма, и везде ей устраивали овации. А ведь она тогда училась на третьем курсе ВГИК, Людмиле был только 21 год.
Почему Гурченко попала в опалу
Материального достатка поездки не принесли. Гурченко попробовала давать концерты в филармониях и на заводах. Это послужило поводом для травли. В газете «Комсомольская правда» вышел фельетон «Чечетка налево», в котором Людмилу Гурченко высмеяли за то, что разменивает свои способности на «левые» заработки.
Дескать, кто она такая? Ее слава исчисляется лишь пятью минутами.
«Какое уж тут творчество! Людмила снова и снова рассказывает эпизоды из своей биографии, а так как говорить-то ей, собственно, пока не о чем и сделано ею еще очень мало, она дополняет этот рассказ исполнением все тех же песенок из кинофильма «Карнавальная ночь»», – писала «Комсомолка».

Все бы ничего, но публикация фактически наложила Людмиле запрет на профессию. На 10 лет от нее отвернулись все кинорежиссеры.
После окончания вуза Гурченко служила сначала в Театре-студии киноактера, а с 1964 года два сезона выходила на сцену «Современника», сыграв в постановках Олега Ефремова «Без креста» и «Старшая сестра». Позже она работала в Театре Антона Чехова и Московском театре сатиры.
В последние годы гастролировала с антрепризными спектаклями. Признавалась, что в театре играла то, что не сделала в кино.
Как Гурченко едва не стала инвалидом
В 70-х годах черная полоса в карьере Людмилы Гурченко закончилась. Ее начали приглашать на яркие роли в кинофильмах. Можно вспомнить, к примеру, картины «Табачный капитан», «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка».
В тот период Гурченко сыграла главную роль в советско-румынско-французском музыкальном фильме-сказке «Мама».
В «Невероятных приключениях Шурика» снимутся Кологривый и Горбачева
В сцене на катке вместе с актрисой были Михаил Боярский, Савелий Крамаров, Наталья Крачковская и знаменитый клоун Олег Попов. С последним произошел эпизод, который едва не стоил актрисе карьеры.
Гурченко впервые встала на коньки и с трудом удерживала равновесие, а выпускник циркового училища Попов ощущал себя уверенно и все время подшучивал над ее неуклюжими движениями.
В какой-то момент клоун поскользнулся и ухватился за Людмилу. Она упала на лед, а Попов рухнул на нее. В результате – перелом ноги.
Гурченко перенесла пять сложных операций. Врачи готовили Людмилу к инвалидности и утверждали, что у нее практически нет шансов дальше вести полноценную актерскую жизнь.
Ее уже собирались заменить на съемках, но еще в гипсе Гурченко все же появилась на площадке и завершила работу. Людмилу перемещали в кресле или на носилках, которые оставались за кадром. Маму-козу показывали крупным планом, отдельно снимали ноги дублерши.
Людмила потом признавалась, что давно мечтала сыграть в музыкальном фильме и поэтому не могла бросить «Маму».
Картину отметили специальным призом жюри «Серебряный кубок» на Международном кинофестивале для детей и юношества в Венеции в 1977 году.
Другая Людмила Гурченко
А затем зрители увидели другую Людмилу Гурченко. Она уже не пела и не танцевала – играла роли драматичные, грустные, трогательные, глубокие.
В ее фильмографии появились «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, «Прохиндиада, или Бег на месте» Виктора Трегубовича, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.
Режиссеры отмечали огромный талант Гурченко: очень часто она играла с одного дубля. Редкое дарование.
Последней работой актрисы в кино стала картина «Легенда. Людмила Гурченко», где она сыграла саму себя. Для съемок 75-летней Людмиле Марковне вновь пришлось петь и танцевать несколько часов подряд.
Это было повествование о молодости, карьере, коллегах. Все перемежалось яркими номерами неподражаемой героини.
Почему Гурченко любила Минск
Замужем Гурченко официально была пять раз. Первый супруг – кинорежиссер, сценарист и актер Василий Ордынский. Затем – сценарист и историк Борис Андроникашвили. В этом браке родилась дочь Мария.
Третьим мужем стал актер Александр Фадеев. Потом был брак с певцом Иосифом Кобзоном. Последним избранником Людмилы Марковны стал кинопродюсер Сергей Сенин. Он был младше ее на 25 лет.

В ноябре 2010 года Людмила Гурченко привозила в Минск на XVII кинофестиваль «Лiстапад» свой режиссерский дебют: картину «Пестрые сумерки».
Призналась, что с особым чувством посещает города, которые больше всего пострадали во время Великой Отечественной войны. В их числе и Минск.
«Для меня он такой же святой, как и Ленинград, Севастополь. Я обожаю Минск. Вижу, как он расцветает», – призналась тогда Гурченко.
Она умерла в Москве 30 марта 2011 года в возрасте 75 лет: скончалась дома от осложнений после перелома шейки бедра, который произошел незадолго до этого.
Актрису похоронили на Новодевичьем кладбище. Проститься с Гурченко пришли сотни поклонников ее таланта. Приезд траурного кортежа у ворот кладбища они встретили аплодисментами. Такова традиция проводов актеров в последний путь.
Источник: Tochka.by
