Глобальные бренды доминируют в белорусском сегменте общественного питания. Мечты местных рестораторов выйти хотя бы на региональный уровень пока остаются мечтами.
Office Life изучил данные Торгового реестра и составил топ-10 ресторанных брендов, лидирующих сегодня в республике по количеству действующих заведений.
KFC
Количество заведений: 83.
Когда появился в Беларуси: 2015 г.
Происхождение бренда: США.
Владелец (или франчайзи): «Бел Фуд Сервис», «КреативФудС-Восток».
Крупнейшую в стране по охвату сеть развивают два франчайзи. У «Бел Фуд Сервиса», ненамного опередившего своих коллег по времени выхода на рынок, сегодня 54 ресторана. У компании «КреативФудС-Восток» — 29. Большая часть ресторанов бренда — 44 — работает в столице Беларуси.
COFIX
Количество заведений: 48.
Когда появился в Беларуси: 2018 г.
Происхождение бренда: Израиль.
Владелец (или франчайзи): «Урбан Снэки».
Попытки создать крупную сеть кофеен в Беларуси были и раньше. Но Cofix, работающая по израильской франшизе, однозначно обошла всех и даже вышла на второе место по числу точек общепита во всей стране. Правда, кроме пяти кофеен в Гродно и одной в Минском районе, все остальные находятся в пределах МКАД.
BURGER KING
Количество заведений: 45.
Когда появился в Беларуси: 2015 г.
Происхождение бренда: США.
Владелец (или франчайзи): «Бургер БК».
Этот проект в середине 2010-х вывел на отечественный рынок владелец крупнейшего FMCG-дистрибьютора «Мостра-групп» Сергей Ткачук. Сейчас почти половина всей сети Burger King в Беларуси — 21 ресторан — работает в Минске.
«ДОДО ПИЦЦА»
Количество заведений: 41.
Когда появился в Беларуси: 2018 г.
Происхождение бренда: Россия.
Владелец (или франчайзи): «Пицца Стар», «ВкусСервис групп».
Сетью пиццерий, которую основал россиянин Федор Овчинников, на белорусском рынке управляет компания Вадима Ткачука — сына упоминавшегося выше ресторатора Burger King. До того как подписать франчайзинговый договор с россиянами, Вадим Ткачук несколько лет «тренировался» на другом пиццерийном бренде — Sbarro.
Недавно конкуренцию по «Додо» ему попытались составить владельцы компании «ВкусСервис групп», также купившие франшизу на бренд. Они успели открыть одну пиццерию, но уже в 2021-м их компания и закусочная тоже стали контролироваться Ткачуком-младшим.
Из всего количества заведений «Додо пицца» 19 располагаются в Минске.
DOMINO`S
Количество заведений: 35.
Когда появился в Беларуси: 2015 г.
Происхождение бренда: США.
Владелец (или франчайзи): «Доминоспицца».
Еще одну сеть пиццерией в стране вместе с партнерами развивает бывший глава представительства Unilever, экс-владелец компании-дистрибьютора «Тибетрэй» и тоже бывший совладелец магазинов «Рублевский» Алексей Лойко.
HOTFIX
Количество заведений: 28.
Когда появился в Беларуси: 2018 г.
Происхождение бренда: Беларусь.
Владелец (или франчайзи): «Хотфикс».
Эта кофейная сеть — плод усилий белорусских бизнесменов. Со своим появлением она отстала от своего главного конкурента Cofix на несколько месяцев и продолжает дышать ему в затылок в этой нише.
В этом году ее владельцы планировали выход на рынок России, но из-за ухода одного из партнеров этого не случилось.
MAK.BY
Количество заведений: 27.
Когда появился в Беларуси: 2023 г.
Происхождение бренда: Беларусь.
Владелец (или франчайзи): «КСБ Виктори Рестораны».
Это самый «свежий» проект в нашем списке. Он появился после того, как McDonald`s Corporation вслед за российским рынком решила покинуть и белорусский.
McDonald`s присутствовал на нем с 1996 года, передав в 2014-м местный бизнес во франшизу казахстанцу Кайрату Боранбаеву. В прошлом году он был задержан на родине, а в марте 2023-го осужден на 8 лет. Впрочем, в начале июля приговор бизнесмену отменили.
После ухода McDonald`s на белорусские рестораны пытался претендовать его правопреемник в России — созданная на базе местных «Маков» новая сеть «Вкусно — и точка». Но в Беларуси решили идти своим путем и под управлением прежнего оператора перезапустили рестораны под брендом Mak.by.
«ПИЦЦА ТЕМПО»
Количество заведений: 22.
Когда появился в Беларуси: 2002 г.
Происхождение бренда: Беларусь.
Владелец (или франчайзи): «Новита».
Один из старейших сетевых брендов на этом рынке появился в рамках бизнес-союза, который создала для проектов в оптовой («Стима»), розничной торговле («Соседи») и общепите группа белорусских и литовских предпринимателей. Самые известные имена этого объединения — Олег Делендик и Алма Яунцемене. Последняя долгое время курировала именно общепитовское направление.
«ВАСIЛЬКI»
Количество заведений: 18.
Когда появился в Беларуси: 2010 г.
Происхождение бренда: Беларусь.
Владелец (или франчайзи): «Новита».
В 2010 году после успеха «Темпо Пицца» ее владельцы решили инвестировать и в национальную кухню. Этот проект тоже получился успешным и сейчас генерирует большую часть доходов «Новиты». В 2021-м ее владельцы серьезно изучали вариант масштабирования «Васiльков» на российский рынок, но потом по неизвестным причинам передумали.
DONER KING
Количество заведений: 17.
Когда появился в Беларуси: середина 2010-х.
Происхождение бренда: Беларусь.
Владелец (или франчайзи): «Аутсорсинг Корпорэйшн».
Замыкает наш топ представитель популярного сегодня формата шаурмичных. В сеть инвестировали владельцы одного из частных мясоперерабатывающих заводов «Георгий и Сыновья» и за прошедшее время сделали ее лидером в своей нише.
По данным Торгового реестра на 18 июля 2023 года.