На ОНТ с 13 ноября стартует показ сериала о жизни и судьбе Владимира Мулявина и его вокально-инструментальном ансамбле. Tochka.by пообщалась с белорусскими актерами, которые были задействованы в съемках эпичного проекта.
Идея создания монументального проекта о «Песнярах» появилась несколько лет назад, а сериал в итоге полностью отсняли еще в 2021-м. Но потом по разным причинам премьера несколько раз переносилась.
Кстати, несмотря на то что прокатом первоначально занимались онлайн-кинотеатр START и Первый канал, ошибочно предполагать, что это исключительно российский продукт. Сериал снимали при поддержке Министерства культуры Беларуси, и это была очень масштабная работа. Оценивать ее мы не будем – пусть поклонники «Песняров» решают сами.
Мы же предлагаем вместе с актерами вернуться на съемочную площадку, чтобы раскрыть главные тайны создания сериала. Поверьте, их было немало.
Золотой состав «Песняров» и золотое время
«Через 200 м поверните направо, на бульвар Мулявина», – даже навигатор в машине как будто вторит анонсу громкой премьеры сериала о музыкальном символе Беларуси – ансамбле «Песняры».
Дело в том, что наши собеседники-актеры, которые появились на первых онлайн-афишах байопика, назначали встречи недалеко от государственной филармонии. Это место очень символичное как для самих «Песняров», так и для исполнителей главных ролей фильма. И как раз там, в районе минской филармонии, и расположен тот самый бульвар.
Конечно, Мулявин – ключевая фигура сериала. Разве могло быть иначе? Его детство в Свердловске, годы службы в армии, сначала всесоюзная, а потом и мировая слава…
Нюансы – в мелочах
Наш первый собеседник – актер Александр Ильин – был задействован сразу по обе стороны экрана. За кадром он был коучем по актерскому мастерству для детей, которые принимали участие в съемках о 1950-х годах. А уже собственную артистичность Ильин демонстрировал, играя «взрослого» героя в 1970-х.
Актер воплотил на экране Леонида Тышко в период пика популярности ансамбля. Именно этот музыкант придумал название «Песняры» вместо «Лявоны» перед IV Всесоюзным конкурсом артистов эстрады, с которого началось признание.
“Это монолитная личность. Он говорил мало, но по делу. И если другие ребята могли себе позволить немного потанцевать во время выступления, то он [Тышко. – Tochka.by] стоял ровненько, как скала. Можно сказать, подтверждал стереотип бас-гитариста», – говорит Ильин.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Помимо истории о легендарном фронтмене ансамбля сюжетная линия немного затрагивает каждого участника коллектива. Таким образом раскрывается его вклад в развитие группы, отражение творческой деятельности на личной жизни и характере.
Еще один актер, Георгий Петренко, оказался самым юным и по сюжету, и на съемочной площадке среди коллег. И как раз таки он старался показать некую трансформацию своего героя – Анатолия Кашепарова – от молодого вокалиста до «золотого голоса» страны.
«По моему персонажу будет видно, что он – покоритель женских сердец, заботится о себе и своей внешности. А еще все же остальные были знакомы с армии, а Кашепаров был «зеленый». Я пытался делать его сначала зашоренным немного, а затем показать, как он вырос до большого артиста», – рассказывает Петренко.
Герой еще одного нашего собеседника – актера Артема Давидовича, сыгравшего Валерия Яшкина, – раскрывается больше через диалоги и взаимоотношения с художественным руководителем «Песняров». Не все знают, что Яшкин и Мулявин вместе служили в армии, создавали ансамбль сначала там, а потом уже в филармонии.
«Он [Яшкин. – Tochka.by] мог поспорить с Мулявиным. И его советы обсуждали, прислушивались к ним. Они армейские были, старшие, поэтому авторитета больше», – говорит Давидович.
Художественные приемы и исторические факты
Сериал «За полчаса до весны» – биографический. Подготовка к съемкам шла не один год, было изучено множество материалов, видеоархивов, интервью. А экзамен на правдоподобность принимали Влад Мисевич, один из основателей «Песняров», и дочь Мулявина Марина Владимировна.
«Нам очень важны были слова Мисевича. Иногда он с трудом скрывал слезы. Особенно когда снимали в филармонии, то его накатывало, как будто он переносился в то время, стоял на сцене, вспоминал себя и друзей», – рассказывает Александр Ильин.
По словам актера, Мисевич и Мулявин часто рассказывали истории из жизни и раскрывали какие-то личные секреты музыкантов.
«Это впоследствии помогало лучше понять персонаж, добавить ему индивидуальности», – говорит Ильин.
Уже на съемках актеру Георгию Петренко, например, подсказали маленький нюанс, о котором нигде не написано. Тем не менее в фильме его можно было обыграть.
«Влад Мисевич сказал, что Кашепаров вообще не употреблял алкоголь. Как бы мелочь, но если в кадре мне предлагают выпить, я даю понять, что не надо», – рассказывает Георгий Петренко.
А Артем Давидович про своего героя Яшу хотел узнать больше из книги, которую написал сам Валерий Константинович в 1995 году. Тираж был небольшой, поэтому удалось найти экземпляр лишь в музее Мулявина в филармонии. Правда, помогло это лишь отчасти.
«Книга больше из области теории – про вокально-инструментальные ансамбли, про их роль в эстрадной музыке и театре», – поясняет Давидович.
Современные копии легендарных «Песняров»
Помимо модели поведения, копирования привычек, каждому «песняру», естественно, предстояло на экране перевоплотиться и внешне. А актеры оказались как на подбор – надо отдать должное кастинг-менеджеру. Даже на пробах все отмечали сходство будущих героев с персонажами.
Например, Георгию Петренко для создания образа почти не понадобился грим, даже без парика обошлись. Хотя для всех остальных их создавали эксклюзивно. Когда Петренко пригласили на роль Анатолия Кашепарова, у него уже был свой козырь – удлиненная стрижка.
«Было очень удобно, особенно летом: утром проснулся, помыл голову и готов к съемкам», – вспоминает Петренко.
Да и Артему Давидовичу коллеги тоже завидовали. Со дня кастинга до старта съемок у него успели отрасти и усы, и волосы, что значительно экономило время и упрощало процесс гримирования, который за одну смену приходилось совершать не раз: с утра и из-за перерывов на обед.
Как признается Александр Ильин, к этому невозможно просто привыкнуть.
«У нас поменялся смех за время съемок из-за приклеенных усов. Придерживали их и чуть-чуть охохокали», – вспоминает он.
А Артем Давидович добавляет: «В театре как-то хотели мне дать роль 23-летнего парня, молодого и задорного, а тут – дядька с длинными усами». Но долгое ожидание начала съемок сработало на образ.
«Было время это обжить, где-то в кадре я тереблю усы, волосы могу поправить. И это естественным образом уже получалось, потому что появилась привычка», – вспоминает актер.
Лявон, Коша, Яша… «Экранные песняры» со временем даже вне съемок начали называть друг друга по именам героев. У некоторых и в телефонах были подписаны именно так.
«Еще полгода назад я даже мог обернуться на улице, если бы услышал обращение «Коша»», – улыбается Георгий Петренко.
Гитара, лира и даже баян
Но, несмотря на дружбу внутри коллектива, требовательность была высокая ко всем. Готовиться к роли нужно было глобально, вплоть до освоения новой профессии. Например, Александр Ильин, хотя с гитарой и на «ты», брал уроки игры на бас-гитаре и в свободное время «нарабатывал» пальцы, подбирал аккорды.
Артем Давидович как будто не отставал от своего героя и стал практически мультиинструменталистом. Помимо того, что он с легкостью импровизирует на шести-, семи- и 12-струнных гитарах, он еще познакомился с лирой, с нуля немного научился играть на скрипке, а на баяне сумел исполнить целую композицию.
«Баян брал сначала в аренду, потом друг давал мастер-классы. А вот насчет скрипки было так: включил YouTube и посмотрел четыре минуты ролик «как держать левую руку», затем «как держать правую» – и давай как в фильме «Кин-Дза-Дза»: «Мама, мама, что я буду делать?» Я пытался что-то играть», – вспоминает Артем Давидович.
Все композиции постоянно стояли в плейлисте на повторе. Ведь одно из главных вокальных сокровищ «Песняров» – многоголосие. У артистов тоже каждая партия должна выглядеть убедительно на экране.
«Где ж ты моя темноглазая, где?»
Кстати, пели актеры не только в кадре и на репетициях, но и в свободное время. Между съемками устраивали капустники. Такое времяпрепровождение сближало еще больше. Так и до нового музыкального коллектива дело могло дойти, шутят актеры.
Хотя у Артема Давидовича такой уже имеется. Это акустический дуэт “Чердак”. Более того, в его репертуаре изначально была песня «Вологда». Но заучивать нужно было тексты около 10 музыкальных произведений. Актеры вспоминают, что сложнее было ребятам из Москвы, приходилось переводить и объяснять им некоторые белорусские слова.
«Слушали эти песни и кайфовали. В какой-то момент, когда вокруг антураж, ловишь себя на мысли, что ты в 1970-х», – вспоминает Давидович.
По неофициальным подсчетам актеров, больше всего дублей было сделано во время исполнения все той же «Вологды» в Колонном зале Дома союзов в Москве. Это один из важнейших эпизодов в карьере коллектива. В Колонном зале песни никогда не повторялись на бис.
Но на этот раз после громких оваций почтенной публики пришлось нарушить правила прямого эфира. Кстати, событие 1976 года воссоздано в точности. Артисты кино находились под впечатлением от возможности буквально прикоснуться к истории.
«Я сделал фотографию нас на сцене, и можно даже сравнить – ничего не изменилось. Так круто, когда понимаешь, что «Песняры» здесь тоже ходили, что-то обсуждали», – рассказывает Георгий Петренко.
Как добавляет Артем Давидович, это был его самый длинный съемочный день – 16 часов:
«Такая красивая «десертная точка» – съемки в Москве. Так как до этого я болел коронавирусом, то там доснимали еще, например, портреты для КГБ».
Для съемок же концерта в Германии экранные «Песняры» на гастроли не отправились – берлинская телебашня лишь виртуальная. Зато прогулку по городу снимали не в павильоне. Декорацией стал Минск и ретротрамвай. Хотя отправиться в «командировку» и оказаться в самолете актерам все же понадобилось. Но выше земли транспорт не поднялся. Полет снимали в тренировочном самолете МЧС.
«В этом эпизоде удалось «засветиться» вместе с моей невестой, которая играет стюардессу», – с гордостью сообщает Георгий Петренко.
А вот перенестись из холодной осени в знойное лето пришлось не столько географически, сколько по актерски. Самая сложная сцена из-за погодных условий происходила в Калининграде. Там искусно изображать надо было ялтинскую жару, хотя на самом деле температура воздуха не превышала по ощущениям и 7 °C. После в оздоровительных целях понадобилось попариться в бане.
«По сюжету, мы сидели в летнем кафе, ели мороженое, а на улице – «дубинушка». Когда режиссер говорил: «Снимаем!», мы сбрасывали с себя пледы и сидели, изображая, что нам очень жарко. В это время волосы развевались якобы от чуть прохладного бриза, а на самом деле дул ледяной ветер – вот такая актерская профессия», – вспоминает Александр Ильин.
Советский антураж
Об этом героическом поступке актеров телезрители вряд ли догадаются. Кстати, чтобы на протяжении всего сериала у них не нашлось к чему придраться, создатели фильма и их команда проделали колоссальную работу.
Ларьки с квасом, автоматы с газировкой, напитки в бутылках – повод поностальгировать старшему поколению. А молодому – узнать что-то новое.
«Может, молодежь посмотрит и оценит это как просто красивый кадр. А кто-то подумает: о, я знаю, у «битлов» было что-то похожее», – рассуждает Александр Ильин.
Помимо костюмов, сшитых для каждого индивидуально на заказ, исполнителям ролей давали аутентичные наручные часы (поговаривают, что у исполнителя роли Борткевича они были самые красивые), сигареты, зажигалки…
Георгий Петренко как человек, увлекающийся ретро, был впечатлен советскими автомобилями и автобусом, на котором в одной из сцен ансамбль возвращается с концертов после продолжительного запрета на выступления.
«Когда мы ехали, то обсуждали, что Артем «Яшкин» хотел купить такой винтажный автобус и сделать из него баню на своем участке», – вспоминает Георгий Петренко.
В фильме много внимания уделяется идентичности инструментов. Целый эпизод рассказывает о том, как Мулявин выкупил свою известную черную гитару у музыканта-испанца.
А вот лиру для появления в кадре пришлось просить взаймы у музея, баян же – и вовсе украсть… Говорят, что такой случай на самом деле происходил, но в фильме он немного дофантазирован. Получилась очень комичная сцена.
«Когда Мулявин пришел нас, горе-воришек, освобождать из опорного пункта, начали говорить: «Они же играют! Дайте-дайте им баян!» И мы с Сашей Ильиным, держа инструмент по другую сторону решетки, растягиваем меха и как-будто играем «Вологду». Мы попробовали – и реально получилось!» – говорит Артем Давидович.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Комичных историй в жизни «Песняров» было достаточно. Не зря они издавали собственную юмористическую газету «Ведомости», в которой были и журналистами, и художниками, и редакторами. На страницы попадали заметки о гастролях артистов и их приключениях на выездах. Актеры, видимо, настолько «срослись» с героями сериала, что тоже создавали свои шуточные зарисовки во время работы над проектом.
«За полчаса до весны»: о чем сериал
Проект по телевизионным меркам достаточно масштабный: состоит из девяти серий. В финале зрителей ждет результат высочайшего художественного уровня – то, к чему шел Владимир Мулявин: первая советская рок-опера «Песня о доле» на стихи Янки Купалы. Премьера состоялась 27 апреля 1976 года на сцене Белгосфилармонии.
Несмотря на триумф постановки, ее видеозапись не сохранилась. Однако в сериале по всем собранным документальным материалам, а также со слов очевидцев удалось максимально воссоздать фрагменты театрализованной кантаты.
«В ней душа Мулявина, как он загорелся этой идеей, как он шел к ее реализации. Несмотря на все препятствия, он хотел поставить рок-оперу еще в честь брата», – отмечает Александр Ильин.
А Артем Давидович добавляет: «Здорово, сложно, интересно! Золотой фонд нашей истории. Очень крутой материал, очень здорово на таком материале расти. Я бы вообще в школьную программу это включил».
Вот и один из основных посылов фильма заключен, пожалуй, в самих действиях «Песняров». В том, что, несмотря на все преграды, они знали, что им нравится, чего они хотят. И верили в свое дело.
И если вдруг будет дан зеленый свет второму сезону сериала, зрители станут свидетелями еще более невероятных взлетов ансамбля. К ним, конечно же, относятся и исторические гастроли первой советской группы по США, и запись альбома в американской студии, и овеянное легендой выступление на фестивале в Каннах…
Причем некоторые эпизоды вышеописанных событий уже есть в изначальном сценарии сериала. Но для того, чтобы «оживить» эти страницы, придется подождать.