Сентябрь эмоциональнее лета. Три месяца пролетели как один день с перерывом на отпуск, кто-то переживал из-за жары, кому-то снова отключали горячую воду. Лето прошло, первоклашки понесли цветы в школу, и вдруг все враз поняли, что надо жить здесь и сейчас, что кредит тепла и солнечных дней, выписанный на этот год, подходит к концу. Деревья стали мигать ярче светофоров: желтый, красный — остановись, замедлись, вдохни еще теплый воздух. Сентябрь — это наша драгоценная годовая премия, счастливый шанс успеть все то, что не успел, пока лета было еще много.
Onliner воспользовался этим шансом и отправился проживать красно-желтые дни.
Сморгонь
Мы хотели вас чем-то порадовать по случаю этого сентября. И придумали! Найдите свободный день в своем расписании, сверьтесь с прогнозом погоды и отправляйтесь по тому маршруту, который мы приготовили. Сделайте все по инструкции — результат будет гарантирован. Что за результат? Хорошее настроение, ощущение счастья, восторг от того, как красиво в Беларуси в начале осени. И взявшаяся будто из ниоткуда жажда путешествий. Не обязательно на самолете и далеко. Берешь велосипед и начинаешь ехать по той самой дорожке, которая убегает куда-то от родных дверей. Она и есть начало всех великих географических открытий.
План такой. Мы стартуем из Сморгони. Уютный город, электричка из Минска доезжает туда за два часа. Наполеон, отступая от Москвы, именно в Сморгони расстался с армией и отбыл в Париж. А спустя сто лет, в начале XX века, здесь проходила линия русско-германского фронта Первой мировой. По сути, оборона Сморгони длилась больше двух лет, а именно 810 дней, город выстоял. Вот только страшной ценой — почти все здания были разрушены, а ведь до войны в Сморгони проживало около 16 тысяч человек. Газеты в декабре 1917 года выходили с заголовком «Мертвый город». Это они о Сморгони.
Сморгонь сегодня — симпатичный райцентр, живущий в своем собственном ритме. Контрольная закупка — конечно, мороженое. Пломбир здесь продают в пластиковой посуде, для комплектности нужна ложка. Продавщицы в продуктовом весело переглядываются и подхихикивают: велосипедисты подъехали. Ну а велосипедисты со сладким — они же как дети, за уши не оттащишь. В общем, пробуем.
Если в детстве вы делали с родителями мороженое с помощью странного аппарата под названием «Мороженщица» (или как он там назывался), то вкус сморгонского пломбира вам уже знаком. А настолько лаконичного и натурального состава мы не видели, пожалуй, вообще нигде. Молоко, сливки, сахар. В общем, вкусно, по-домашнему.
Подзаправились — и в путь. Из Сморгони берем направление к югу, на Крево. Можно рвануть по трассе Р95, но куда интереснее проехать местными деревенскими дорогами: там вместо трафика и груженых самосвалов встречаешься с теплым колоритом, а это имеет цену.
Забегая вперед, отметим, что в путешествие мы отправились на гравеле. Это хорошо знакомый нам Borant Phantom — белорусский велосипед, который идеально подходит для путешествий по Беларуси. И, пожалуй, гравел — лучший выбор для такого заезда. На горнике, конечно, тоже проедете, если прямой руль вам чем-то по душе. Проедете вообще на чем угодно, разве что на шоссейнике на некоторых грейдерных участках местных гравиек придется немного пострадать. Но в целом здесь много асфальтовых участков, и дорогами на Сморгонщине явно занимаются, с покрытием, как правило, полный порядок. Так что не едем — летим. Тут главное — не увлечься, потому что по грейдеру на скорости ехать приятнее — меньше трясет. На участках же, где песок поглубже да порыхлее, лучше заранее сбавлять скорость и готовить передачу полегче. Но вообще маршрут несложный, с живописными панорамами и пологими подъемами и спусками.
Крево
Сколько лет местечку Крево в двадцати с небольшим километрах от Сморгони, с высокой точностью не скажут даже историки. Первое упоминание — XIII век, то есть по меньшей мере лет 800. Кревский замок, известный сегодня на всю страну, строил еще князь Гедимин, так что, можно сказать, мы продолжаем наше путешествие по замковой Беларуси и Крево нужно рассматривать как звено единой цепи с Новогрудком или, к примеру, Лидой. Экскурсоводы любят рассказывать о том, что именно Кревский замок в ВКЛ был первым, полностью отстроенным из камня. То есть передовым по тем временам, что уже указывает на важность этого места в историческом контексте. И, разумеется, из школьного курса истории все помнят о Кревской унии — она была подписана в замке 14 августа 1385 года.
Время отнеслось к Кревскому замку безжалостно, а после Первой мировой войны от него вообще мало что осталось. Но то, что есть сегодня, бережно законсервировано либо понемногу реставрируется, и у древних стен вы не будете разочарованы — эта дорога стоила того, чтобы ее проехать.
— Туристы? — вдруг прерывает мысли подкравшаяся бабушка, местная жительница. — Все-то вы замок фотографируете! А вот сфотографировали бы мою лошадку — посмотрите, какая красавица, работница моя!
Бабуль, все как обещали — красавица в главной роли. Мы ведь и сами немного верхом — понимаем, что к чему.
Здесь же, в Крево, имеет смысл пообедать. Нашлось кафе ближневосточной стилистики. Но стилистикой дело и ограничилось — кухня что ни на есть наша! Однако приготовлены блюда по-домашнему и так же по-домашнему предложены.
— Нам бы, наверное, первое, второе, салатик какой…
— Ишь ты! Всему-то вы обучены! Не переживайте, располагайтесь, накормлю как полагается, — успокоила хозяюшка и слово свое сдержала.
Вы, к слову, с обедом будьте поосторожнее: сытому страннику впору на боковую отправляться, а не в долгий путь. Но ведь наше приключение только началось.
Боруны
По дороге из Крево отправляемся дальше, к местечку Боруны, что в каких-нибудь десяти километрах. Известно оно своим костелом Святых Петра и Павла, построенном здесь еще в середине XVIII века. Причем храм на месте существующего костела был задолго до этого, но сгорел, был большой пожар, фактически уничтоживший местечко, поэтому Боруны — самый настоящий феникс, восставший из пепла.
Подъезд красивый: поля, панорамы. Осень — самое правильное время для таких путешествий. Вдруг дорога забирает влево и с пригорочка уходит вниз. А там видишь костел в лучах еще высокого солнца — огромный, свидетель эпох. В галереях продолжаются реставрационные работы.
Гольшаны
Еще с десяток километров сплошь по идеальному асфальту — и мы в Гольшанах. Местечко той же эпохи, история времен Великого княжества. Въезжаешь по сути в город. Направо — костел, налево — широкая улица, ведущая к замку.
Говорят, Гольшанский замок отчасти напоминал Мир. Но сегодня сравнивать невозможно: в 1812 году войска еще видели крепость во всей своей вековой мощи, но те времена канули в Лету, и беспощадный XX век почти стер неприступные укрепления с лица земли. Почти. То, что осталось, бережно законсервировано, и виден масштаб уже проделанных реставраторами работ.
Но это вы бы увидели и приехав сюда на автомобиле. С велосипеда, верхом, видно больше. Вот яблони, будто с картин величайших художников, манят спелыми плодами. Вот исторический квартал, где дома, ну точно же, сделаны из замкового кирпича. Голос этих мест едва слышен, но достаточно замереть на минуту, и вот он уже звучит будто звонкая труба, будто звон колокола воскресным днем. Места силы. Кто расскажет, что за энергия сокрыта в них? Но уезжаешь, будто и не устав после километров пути. Мистика ли, история, наследие? Велосипедный заезд — будто марш в глубину веков: тот, кто одолел, получает все.
Выезд из Гольшан — затяжной подъем, нужно штурмовать холм. Ехать легко, но что-то будто не отпускает, заставляет обернуться на гребне. Гольшаны провожают снизу, широкими окнами костела. В добрый путь!
Жемыславль
Про Жемыславль, где мы намерены финишировать сегодня, рассказывали вам не раз. Почти граница, о чем напоминают информационные щиты, но пропуск сюда оформлять не надо, хватит паспорта. Все такие же хорошие дороги. И храмы, подпирающие высокое, раскрытое небо.
Жемыславль — это имение графов Умястовских. То ли маентак, то ли дворец. Двухэтажные флигели, живописные аллеи. Статуи немы, но, кажется, все равно силятся рассказать о чем-то важном. Темные окна вглядываются в немолчный поток реки Гавьи, несущей воды в Неман.
Заброшенный дворец-маентак оставляет странные ощущения прерванной, онемевшей жизни.
Но стоит выехать к свету, к солнцу, снова припустить по широкой ровной дороге, и голоса возвращаются. Вот птицы что-то обсуждают на своем — те, которые не торопятся улетать. Шумят деревья, предвкушая красно-желтые дни. И о чем-то своем говорит, опустившись к макушке, бездонное сентябрьское небо. Осень дарит осознанность, уже пригрозив первой ночной прохладой.
Под колесо упал порыжелый лист. Нет, еще не конец. Дорога впереди длинная, красивая, изукрашенная яркими мазками душистой гуаши. Ветер подхватывает, торопит, будто старый приятель. Скорей, скорей в путь, наперегонки с опадающими листьями. Успеть все увидеть, чтобы потом, зимними вечерами, листать яркий фотоальбом, готовясь к новому началу.