Национальный аэропорт собираются модернизировать. Что изменится?
Планы на серьезное благоустройство у минских властей были давно – концепция разработана.
В начале июля началось общественно обсуждение проект модернизации Национального аэропорта «Минск». Tochka.by посмотрела, что предлагается изменить.
Как рассказали на предприятии «БелНИИПградостроительства» газете «СБ. Беларусь сегодня», главные изменения – строительство скоростной железнодорожной линии, которая свяжет столицу и аэропорт, благоустройство территории рядом, планирование разноуровневой развязки и многое другое.
А еще хотят построить торговые и развлекательные центры, спортивно-оздоровительные площадки, экспозиционные помещения и объекты придорожного сервиса с мотелем. По сути, это будет целый бизнес-город.
Концепция «Белгоспроекта» предполагает три терминала аэропорта, возведение нескольких паркингов, гостиниц, офисных здания, СТО, медцентр – все это будет называться «АэроСити».
Реализовать проект планируется в два этапа: до 2025 года и до 2030-го.
«Минск», взлет и санкции
Национальный аэропорт «Минск» начали строить в 1979 году. Уже через два года ввели в эксплуатацию первую взлетно-посадочную полосу. В 1982 году выполнили первый пассажирский рейс.
Аэропорт возводили долго, первую очередь сдали лишь в 1989 году, а полностью достроили в 1993 году.
После распада СССР авиаперевозки оказались в глубоком кризисе: количество рейсов сократилось. Лишь в 2008 году воздушная гавань встретила своего первого со времен распада миллионного пассажира, к 2016-му – уже встречали трехмиллионного.
Новые проблемы начались с приходом пандемии: в 2020 году аэропорт обслужил 1,9 млн пассажиров, в 2021-м – 2,4 млн. Гендиректор аэропорта Вячеслав Хоронеко в одном из интервью даже заявлял, что год завершился «неплохо, то есть безубыточно».
Но в мае 2021 года был еще и инцидент с самолетом Ryanair, на котором в Вильнюс летел Роман Протасевич и который посадили в Минске. Воздушная гавань, белорусский авиаперевозчик попали под санкции, а воздушное пространство Беларуси стали облетать авиакомпании многих страны мира.
Аэропорт начал искать альтернативных партнеров-перевозчиков, поставщиков оборудования. Из-за «сложившийся экономической ситуации» воздушная гавань уходила даже в режим простоя, а персонал переводили на четырехдневную рабочую неделю.
В декабре 2022 года из минского аэропорта выполнялось примерно 28-36 рейсов в сутки. К концу года рассчитывали обслужить 2 млн пассажиров. Хотя в допандемийный 2019 год было 5 млн.