Недавно заочников и очников, обучающихся на платном, настоятельно попросили подписать допсоглашение: в нем были прописаны полные суммы, которые тратятся на обучение одного специалиста. Они в разы больше тех, что платят студенты и их родители.
Все заволновались: зачем так настойчиво предлагают подписать новые документы? Кто-то с опаской заговорил об обязательной отработке: мол, коснется даже тех платников, кто уже учится.
Журналист Tochka.by узнала у специалистов Минобра, откуда берутся такие цифры и для чего с ними «под роспись» знакомят студентов.
Отработка не за горами
Еще накануне нового учебного года министр образования Андрей Иванец подчеркивал: студенты-платники возмещают далеко не полную стоимость своего образования, а лишь 50–70% в зависимости от специальности и вуза.
Затем все чаще стали говорить об обязательном распределении для тех, кто учится платно. По словам Иванца, такая норма уже прорабатывается, но коснется она только тех, кто поступил в вузы и ссузы после вступления в силу изменений.
Один из родителей студента-платника в БГУ рассказал, что подписать документы попросили в деканате. Стоимость дневного платного в таких допсоглашениях была выше примерно в 2,5 раза.
Семья волнуется: не намекает ли такое ознакомление с «реальными» цифрами на предстоящее подорожание или грядущую отработку, которую хотят ввести?
Студент-заочник другого вуза поделился, что у него в университете подобные бумаги раздали всем старостам.
Студенты стали задавать вопросы: откуда сумма, что это значит и что будет, если кто-то откажется подписать. В ответ им пригрозили дисциплинарным выговором и напомнили, что скоро – защита диплома.
Все подписали, но вопросы остались.
Что за допсоглашение?
Отвечая на вопросы Tochka.by, в Минобре заверили: документы, которые подписывали платники в вузах, носят ознакомительный характер и не влекут за собой каких-либо обязательств перед учреждением образования или государством.
В ведомстве подчеркнули: до этого в документах о подготовке специалиста на платной основе отражалась только стоимость платного обучения. Сейчас родителей и студентов решили ознакомить, сколько бюджет тратит в год на обучение одного человека.
«Данные дополнения в договора о подготовке специалиста с высшим (средним специальным) образованием на платной основе не влекут возникновения обязательств обучающихся и их законных представителей перед учреждением образования или государством, а носят информационный характер», – заверили в министерстве.
Почему так дорого?
В Министерстве образования подробно объяснили, из чего состоит сумма, которая прописана в новых дополнительных соглашениях.
Часть расходов на платном возмещает сам студент или его родители (около 60–70%), оставшееся – государство. Все зависит от учреждения образования и специальности.
Что входит в полную стоимость? Учитывается все: от зарплат преподавателей, уплаты взносов в ФСЗН за этих работников, приобретения инвентаря, оплаты командировок, транспорта, связи и до текущего и капитального ремонта корпусов вузов и ссузов.
Кроме того, учитываются даже расходы на выплату стипендий, матпомощи и содержание общежитий.
«Данные расходы несет государство за счет средств республиканского бюджета. Таким образом, стоимость обучения на платной основе ниже затрат на подготовку специалиста за счет средств республиканского бюджета», – ответили в Минобре.
И если раньше все это не отражалось в договорах у платников, то теперь полную сумму прописали в допсоглашениях.
А почему на дистанционке не было дешевле?
Самый частый вопрос в комментариях, где обсуждается нашумевшее допсоглашение: почему же во время коронавируса и дистанционного обучения студенты не стали платить меньше?
В Министерстве образования ответили: учебный план ведь от этого не изменился. Да, лекции были перенесены или заменены занятиями в малых группах, начали использовать информационно-коммуникационные технологии.
«В связи с этим отмечается рост трудозатрат преподавателей, затрат на техническое обслуживание образовательного процесса с помощью телекоммуникационных средств», – заявили в министерстве.
По мнению специалистов, в период дистанционного обучения расходы не уменьшились, поэтому и не было основания для пересмотра стоимости.