«Бабушка приехала». Почему «В августе 44-го» вышел на экраны лишь спустя 25 лет после решения об экранизации?
Так получилось, что ставшая классикой военного кино картина знаменитого белорусского кинорежиссера Михаила Пташука, отмеченная многими премиями, шла к своему воплощению на экране долго и скандально.
Виной всему стал конфликт между писателем Владимиром Богомоловым, которому принадлежит идея (роман «Момент истины (В августе 44-го)»), рассказ о спецподразделении легендарной контрразведки «СМЕРШ», пишет pogranec.by.
Долгий путь до выхода на экран
Киноверсию романа Богомолова впервые предложили поставить литовскому режиссеру Витаутасу Жалакявичюсу в 1975 году, тендер на производство высокобюджетной картины выиграл «Мосфильм».
Богомолов стал консультантом картины и разбил в пух и прах режиссёрский труд, который обошелся государству в копеечку. Фильм, кстати, снимали в Литве. Консультант обвинил режиссера в непонимании материала и других огрехах, что стало поводом положит картину на полку.
Спустя четверть века, в самом конце сложных 90-х, картину решили снять снова. На этот раз пригласили уроженца Ляховичского района, белорусского кинорежиссёра Михаила Пташука.
В итоге на экран «В августе 44-го…» вышла только в 2002 году на День Победы.
И здесь не обошлось без скандала с Богомоловым, тот требовал убрать свою фамилию из титров, а продюсеры потребовали урезать первоначальный вариант фильма на тринадцать минут.
Звездный состав
В белорусской деревне Будичи, на Витебщине, где развернулись съемки киноповести о «СМЕРШе» отметился звездный состав артистов российского кино: Евгений Миронов (Алехин), Владислав Галкин (Таманцев) и начинающий тогда артист Юрий Колокольников (Блинов). Сыграли здесь также Балуев и Петренко.
Фильм позже был охарактеризован ФСБ России, как правдоподобная художественная лента о «СМЕРШ».
Роль Алехина не зря считается одной из лучших в карьере Миронова, которому пришлось полностью погрузиться в образ и стать мозговым центром антидиверсионной группы без права на эмоции, которые актер очень удачно скрывал на площадке.
Говорят, что Миронов консультировался лично у ветерана контрразведки, который, к примеру, враз отговорил его сниматься в фуражке, которую в лесу видно за версту. В целом тонко организованному актеру на площадке пришлось стать спецагентом, бегать по грязи, забыв о щегольстве.
Всенародный любимец – Владислав Галкин, напротив был в группе главным боевиком. На нем лежала физическая сторона операции. Для этого актеру пришлось сбросить вес и пройти курс бойца спецназа. Роль Таманцева по его признанию стала самой любимой среди многочисленных военных ролей.
Энергичный, открытый Галкин идеально дополнял героя Миронова, смышленого и расчетливого. На войне так и было для спецзаданий подбирали разных людей.
В противовес советским контрразведчикам подобрали и немецких диверсантов, где кроме Александра Балуева выделялся «Амбал» Юрий Пристром.
Пристом, к слову, кадровый военный, награжденный медалью «За храбрость», который к этому моменту уже снимался в кино («Контракт со смертью»), здесь сыграл самого себя, бойца спецназа, пусть и вражеского. Полторы минуты на экране пара реплик, но именно он консультировал актеров, как вести себя на задании.
У Александра Балуева роль матерого диверсанта Мищенко. В карьере актера это двенадцатый сыгранный военный. После «В августе 44-го…» он перестал играть военных.
Он не показывал эту картину своей маленькой дочке, ведь папу-диверсанта там убивает совсем салага герой Колокольникова.
Для Юрия это была первая серьезная роль в кино, чего не скажешь об Алексее Петренко сыгравшего строгого генерала Егорова.
Фильм, кроме атмосферы тонкой работы спецслужб передает и настроение тех далеких огненных дней. В массовке, к слову было задействовано 700 человек.
Как отмечают киноведы, актерский состав фильма и мастерство Пташука сделали «В августе 44-го» одним из выдающихся фильмов о войне. Но, актеры по утверждению биографов фильма, больше не встречались после съемок.