Ого, на сколько! Посмотрели, как дорожает белорусская молочка

В это сложно поверить, но за два года "борьбы с ценами" не все подорожало. На что-то в октябре 2022-го ценник так взлетел, что до сих пор падает.

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Белорусы за последние 30 с лишним лет привыкли, что все кругом дорожает, а государство с этим борется – с тем или иным успехом.

Посмотрели

Госрегулирование на продукты питания отличается от того же рынка нефтепродуктов – литру молока невозможно приказать дорожать лишь на копеечку в неделю, как бензину.

С новой силой за потребительский рынок правительство взялось ровно два года назад. Сделано это было аккурат после принятия директивы №10 «О недопустимости роста цен», которую назвали ответом на «антипотребительский экстремизм» производителей.

Посмотрели

Фото: Tochka.by

Частный и государственный бизнес тогда так взвинтил цены, что растущее недовольство белорусов пришлось сдерживать запретительными мерами.

До сих пор действует резонансное постановление правительства №713, неоднократно переписывавшееся, по которому поднимать цены было запрещено, а затем разрешено на скромный процент.

Спустя два года Tochka.by решила сравнить прежние цены с актуальными. Условия эксперимента простые и прозрачные: один и тот же месяц – октябрь 2022 и 2024 годов, те же марки и продукты, та же сеть магазинов.

Для минимизации погрешностей изначально в редакционном плане было два ретейлера, но один из них – «Виталюр» – к сожалению, не пережил сложные времена.

Цикл материалов начинаем с белорусской молочки – за ней люди ходят в магазин практически каждый день.

Как считает инфляцию Белстат

Молоко и молочные продукты в целом с октября 2022-го по 1 октября 2024-го, по данным Белстата, подорожали на 9,1%.

Фото: Tochka.by

Рассчитав этот показатель самостоятельно с помощью ежемесячных данных статведомства, журналист решил поинтересоваться, какова у Белстата методология подсчета и как собираются данные.

«Наши регистраторы ежемесячно ходят в магазины и фиксируют цены. В областных центрах и Минске в базу идет по 10–12 позиций, в городах поменьше – до 7. Обычно собираем котировки с запасом, потому что товар может отсутствовать, тогда идет замена по динамическому ряду», – пояснили в Белстате.

При расчете инфляции также берутся во внимание «доля и доступность» товара в продаже.

Подсчеты у ведомства сложные. Мы же решили их перепроверить на простом примере: как росли цены для белоруса, который ходит в сетевой супермаркет у дома.

Не личная инфляция

Часто белорусы жалуются: магазинная инфляция не соответствует статистической «реальности». Но чем беднее человек, тем больше он тратит на продукты, которые имеют свойство дорожать больше озвучиваемых властями цифр. Это реальность не только нашей страны.

Фото: Tochka.by

Чтобы взглянуть на ситуацию не предвзято, Tochka.by сравнила не суммы в чеках (все же личные предпочтения и скромный набор продуктов вряд ли могут коррелировать с реальной инфляцией), а ценники на полках.

Важная деталь – в расчет не брались цены на акционные товары, если только они не были на скидках и в 2022-м, и в 2024-м.

Хромающий ассортимент

К сожалению, можно констатировать, что за два года ассортимент товаров заметно сузился. Это касается не только конкретной сети, в магазинах которой мы сравниваем цены на молочные продукты.

К осени 2022-го не только продукция Danon, кстати, выпускавшаяся и в Беларуси, пропала с полок отечественных супермаркетов.

Сравнив фотографии магазинных полок, приходится констатировать, что за два прошедших года разнообразия стало еще меньше. Хотя при ежедневных походах в магазин это видится не так четко.

Так выглядят прилавки в 2024 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Но ассортимент оскудел неравномерно, к тому же появились новые виды товаров, ранее не выпускавшиеся белорусскими молочными заводами.

Шринкфляционные и не только изъятия

Сравнивая цены на молочные продукты, мы разбили их на ряд категорий по аналогии с Белстатом. Набрать по нескольку десятков сравниваемых товаров в каждой из них не получилось. Впрочем, и Белстат, как оказалось, не может похвастать широкой выборкой и точностью данных.

Не секрет, что отечественные производители регулярно минимально меняют рецептуру, не брезгуют шринкфляционными проделками (уменьшением объема/веса), сокращают и меняют свои продуктовые линейки.

Поэтому из имевшегося десятка товаров в той или иной категории в сравнительную базу в итоге едва попадала четверть.

Молоко (14 позиций)

Продукция семи разных торговых марок дорожала разными темпами. Больше всего в нашей выборке подскочило в цене молоко «Минская марка» в литровом тетрапаке жирностью 3,2% – с Br2,01 до Br2,69 (+33,8%). Более чем на треть!

Так выглядели прилавки в 2022 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Как ни удивительно, но самое скромное подорожание у молока того же производителя «Минская марка» в 1,5-литровой бутылке жирностью 3,2% – с Br3,08 до Br3,3.

В целом набор из 14 бутылок/пакетов/тетрапаков за два года поднялся в цене на 17,1%.

Кефир (7 позиций)

Сменив часть поставщиков, одна из торговых сетей позволила сравнить семь видов самого известного кисломолочного продукта.

Больше всех прибавил в цене «отец блинов» под маркой «Ляховичок», литровый пакет которого жирностью 2,5% подорожал на 15% – с Br1,46 до Br1,68. На ту же величину в процентах стал дороже кефир для детского питания «Беллакт» (3,2%, 207 г) – с Br0,6 до Br0,69.

Фото: ViDI Studio / Shutterstock.com

Меньше прочих изменилась цена на кефир «Свежие новости», бутылка которого объемом 900 г и жирностью 3,6% «потяжелела» на 6%, – с Br1,83 до Br1,94.

Кефир в нашей выборке за два года «борьбы с ценами» стал дороже на 10,9%.

Сметана (9 позиций)

Далее смотрим на важное дополнение к блинам: сметана шести торговых марок за два года также подорожала неравномерно и при этом гораздо заметнее.

Впечатляет рост цены на продукт 25%-ной жирности «Бабушкина крынка»: 380-граммовый стакан стал дороже на 38,3% – с Br2,87 до Br3,97.

Так выглядели прилавки в 2022 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Скромнее прочих из выборки увеличилась цена на сметану «Минская марка» в стакане 380 г жирностью 18%, которая прибавила 8,8%, – с Br2,71 до Br2,95.

В целом инфляция кошачьего лакомства составила 19,2%.

Творог (16 позиций)

В нашей выборке минимальным было подорожание творога «Ляховичок»: 200-граммовая пачка 9%-ной жирности прибавила лишь 2% – с Br1,99 до Br2,03.

Так выглядели прилавки в 2022 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

А вот творог «Минская марка» (5% жирности, 350 г) стал дороже на 14,5% – с Br2,9 до Br3,32.

Инфляция творога – 6,9%.

Масло (6 позиций)

Из шести сравниваемых видов четырех торговых марок быстрее всего дорожала 180-граммовая пачка «Минской марки» жирностью 82,5%. Она добавила в цене 29,9% – с Br3,68 до Br4,78.

Так выглядят прилавки в 2024 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Скромнее прочих вела себя продукция марки «Городень» жирностью 72,5% и весом 180 г, «топившая кошелек» на 15,6% быстрее, – с Br3,78 до Br4,37.

Сливочное масло по выборке прибавило в цене в среднем на 23,7%.

Сыры (17 позиций)

В нашей подборке максимально выросла цена на плавленый сырный продукт «Дружба континентов»: 70 г подорожали ровно на треть – с Br0,69 до Br0,92.

Фото: NVS my world / Shutterstock.com

А слабее остальных подорожал сыр «Фета» нежная 45%» марки «Савушкин продукт» в упаковке по 250 г: с Br4,2 до Br4,25, или на 1,2%.

Кусочек сыра (творожного, плавленого и твердого) за два года в среднем подорожал на 8,8%.

Йогурт (12 позиций)

Богат нынче выбор йогуртов, которые, в отличие от сметаны, радуют желающих похудеть. Тут у нас шок-контент!

Вы не поверите – есть товары, за два года не подорожавшие, а подешевевшие. Таковых три, наиболее снизилась цена на йогурт «Теос» в бутылке объемом 260 г с различными вкусами. Два года назад он стоил Br1,85, а в октябре 2024-го – уже Br1,78 (-3,8%).

Так выглядели прилавки в 2022 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Быстрее всего подорожал йогурт «Бабушкина крынка» в 800-граммовом кувшине с разными вкусами – с Br2,39 до Br3,41 (на 42,7%).

В среднем дюжина йогуртов выросла в цене на 4,9%.

Кисломолочные напитки (7 позиций)

В подборке Tochka.by еще есть подешевевший продукт. Это ряженка.

Нюанс в том, что в базу попала продукция лишь одного производителя – из Бреста. Все четыре различных товара снизились в цене, и больше всего – ряженка «Печеное яблоко и корица» весом 420 г марки «Савушкин продукт». Раньше она стоила Br1,85, а теперь Br1,64 – «ужалась» на 11,3%.

Так выглядели прилавки в 2022 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Кисломолочный напиток «Экспонента» (в 250-граммовой таре с разными вкусами) оставил конкурентов по траектории подорожания далеко за бортом, взлетев в цене аж на 35,2% – с Br2,95 до Br3,99.

Во многом благодаря продукту Горецкого молочного завода «удалось перекрыть падение» по ряженке – инфляция кисломолочных напитков составила 3,7%.

Кремы, десерты, пудинги, пасты (9 позиций)

Из изобилия на полках в итоге удалось вычленить девять позиций. В основном из-за шринкфляции и изменения состава: товары похожи, но не те.

Хотя Белстат, похоже, не учитывает изменений веса, процентов жирности и наполнителей.

И в этой категории нашлись подешевевшие товары – их сразу пять трех торговых марок.

Так выглядели прилавки в 2022 году. Фото: Олег Шепелюк / Tochka.by

Наиболее опустилась цена на творожное пирожное «Беллакт» с различными вкусами – с Br1,69 до Br1,49, или на 11,8%. Значительное подорожание у 100-граммовых сырков «Савушкин продукт» с разными вкусами – с Br1,29 до Br1,54, или на 19,4%.

В среднем инфляция по выборке в этой категории составила 0,9%.

Прочие молочные продукты (7 позиций)

В эту подборку вошли сливки, молочные коктейли и детские молочные каши.

Два товара подешевели. Больше всего – детское питание «Каша гречневая» марки «Беллакт» – с Br0,8 до Br0,72, или на 10%. А вот молочный коктейль «Депи» (с разными вкусами) минского молокозавода №1 подорожал больше остальных – с Br1,09 до Br1,37, то есть на 25,7%.

Инфляция по еще одной очень шринкфляционной категории составила 5,6%.

«Неправда, цены выросли сильнее»

Наверняка читатели, как и автор, удивлены «средней температурой» по ценам на почти всю (кроме масла) молочную продукцию.

Сразу оговоримся: если сравнивать товары, не абсолютно совпадающие по весу и ингредиентам, то рост цен заметно выше.

Показательной видится инфляция по маслу, где состав и вес (после снижения до 180 и даже 160 г) сложно менять, – 23,7%.

Еще две причины того, что за два года официальный рост цен на молочку внешне выглядит пристойно: производители, во-первых, меняют рецептуру, а во-вторых, осенью 2022-го они «откликнулись» в том числе на всплеск инфляции в России и задрали цены.

А они в ноябре-декабре 2022-го даже падали. И это касается не только молочных продуктов.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.