Час икс приближается: поясняем, как белорусскому бизнесу правильно поменять кассы

МНС отсрочку давать не будет, ведь процесс перехода и так растянулся на два с половиной года.

В странеОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

В Беларуси проходит глобальная замена или обновление кассового оборудования. Если не сделать этого до 1 июля 2025 года, можно получить крупные неприятности – вплоть до административной ответственности.

поясняем

Всего в стране 120 тыс. предприятий, которые используют 271,6 тыс. касс. Как сообщало МНС Беларуси, более 51 тыс. субъектов хозяйствования уже заменили кассовое оборудование на новое, в основном это крупный ретейл. Но пока еще немало директоров, которые надеются на отсрочку, а кто-то и не вникал в суть новшеств.

Выбор довольно большой: по состоянию на 1 апреля были допущены к использованию 62 модели (модификации) кассового оборудования, которое соответствует новым требованиям.

поясняем

Полный перечень моделей, допущенных к использованию, можно изучить на сайте Министерства по налогам и сборам.

Отсрочки не будет

В МНС неоднократно предупреждали, что отсрочки не будет. Процесс перехода и так растянулся на два с половиной года.

Если с 1 июля будут выявлены факты использования касс, не соответствующих нормам законодательства, либо кассы вообще не будут использоваться, предусмотрены штрафы до 100 базовых величин для ИП и до 200 базовых, если речь идет о юрлицах.

Синхронизируемся с Россией

Для чего нужна столь масштабная реформа? Вы наверняка видели в магазинах товары с нанесенным на них черным квадратиком, похожим на QR-код, называется он Data Matrix. Это и есть маркировка, позволяющая отследить путь товара от производителя до прилавка. Благодаря этому есть возможность сделать продажи гораздо прозрачнее.

А еще Data Matrix является эффективным способом борьбы с контрафактом. Даже если в Беларуси отсутствует нелегальный оборот определенного вида товаров, нашу продукцию (например, молочную) то и дело подделывают в РФ. Поэтому приходится принимать меры по защите от контрафакта.

Тем более что они синхронизируются с Россией, которая является ключевым торговым партнером Беларуси. Игнорирование требований к маркировке может создать препятствия для экспорта отечественной продукции.

С 2024 года МНС шаг за шагом расширяет списки товаров, подлежащих маркировке. С 1 октября 2025 года он прирастет еще более чем 30 группами – такими как безалкогольные напитки и соки, крупы, кофе и чай, печенье, шоколад, обувь, бытовые приборы, моющие средства и др.

Обкатать кассу лучше заранее

Кассир в любом магазине – большом или малом – должен иметь возможность считать код с товара с маркировкой и выдать покупателю подробный чек с указанием каждой позиции из списка маркируемых товаров.

Но даже если магазин не продает товары из списка, там все равно должна быть касса, поддерживающая дифференцированный учет.

Начинать работу на обновленном оборудовании можно уже сейчас, не дожидаясь 1 июля. Это как минимум позволит обкатать процесс обработки информации с Data Matrix, обучить персонал, чтобы не было проблем, когда это станет обязательным условием.

МНС отмечает, что обновление программной кассы может стоить до Br15. Что касается кассовых суммирующих аппаратов, то их стоимость может варьироваться от Br50 до Br1000. Такая существенная разбежка возникает из-за масштабов, потребностей и других требований, которые выдвигает бизнес.

Какие бывают кассы

В Беларуси в основном используют три вида кассового оборудования. Это старые кассы (их еще называют «железными») в сочетании с терминалами для безналичных платежей.

Второй вариант – кассовые аппараты, которые могут быть соединены с терминалами или использоваться без них. Крупные розничные сети чаще всего используют POS-системы, которые включают кассовое оборудование и фискальный регистратор.

Однако существуют и программные кассы – это наиболее современное решение, которое объединяет в себе прием различных платежей, печать чеков, учет товаров, а также автоматическую отправку данных в контролирующие органы. По сути, это даже не физическое устройство, а программа, которую можно установить на любой смартфон или планшет.

Устройства могут функционировать совместно с терминалом (при необходимости к ним также можно подключить принтеры чеков, весы и другие устройства) или использовать устройства «три в одном», которые объединяют в себе платежный терминал, принтер чеков и сканер штрихкодов.

Большинство моделей кассовой техники подключено к СКНО – внешнему устройству, которое выдавалось под залог в Информационно-издательском центре по налогам и сборам. Если вы планируете перейти на программную кассу, это оборудование можно вернуть и получить обратно залоговую сумму.

В Беларуси с бизнесом работают государственный и четыре частных оператора программных касс. Программы, которые они предлагают, примерно одинаковы. Для программных онлайн-касс (без токена) обязательно нужен устойчивый интернет.

Есть еще программные кассы с токеном, когда техника работает только с флешкой. Такая касса может неделю работать без интернета, пока флешка не заполнится информацией. Чтобы выгрузить данные, подключение к интернету нужно все равно, хотя и не постоянно.

Чтобы КСА (компьютеризированное устройство с установленной программной кассой) или программная касса заработала, необходимо подать заявку оператору дистанционно через сайт.

Оператор отправит пакет документов, в том числе те, которые нужны для регистрации в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

Из-за наплыва запросов срок регистрации уже сейчас составляет до 15 рабочих дней. Не исключено, что ближе к дедлайну он еще увеличится.

После успешной регистрации можно получить готовый токен СКО (средство контроля оператора) или флешку вместе с оборудованием. С этого момента касса может работать.

Автоматизация упрощает жизнь

Автоматизация торговли заметно повышает скорость и качество работы с товаром или услугами. Вариантов тут может быть два. Первый – работать напрямую через «Электронный знак». Схема довольно проста: сканируется код маркировки с товара, следом выбивается чек.

В этот момент происходит передача информации на СККО (систему контроля кассового оборудования). Дальше эта информация отправляется в ГИС «Электронный знак», там обнаруживается код в облаке и происходит его вывод из оборота. Такой упрощенной формы достаточно для массового потребителя.

Однако в цепочке от производителя до ретейла и конечного покупателя, как правило, участвуют несколько контрагентов. Им может быть важно обеспечить прослеживаемость данных кодов маркировки и хранить их у себя на всякий случай.

Вторым вариантом может быть внедрение программного обеспечения, как, например, E-DМark Retail.

«У конечного контрагента может и не быть учетной системы, а только кассовый аппарат и онлайн-кабинет к системе розничных продаж. Наша задача как разработчика — предоставить возможность передачи этих кодов прямо в кабинет оператора по кассовым аппаратам. Мы можем отправлять коды маркировки, которые нам передал производитель или оптовый поставщик, ретейлу», – конкретизировал Максим Ефимович, руководитель компании «Электронная экономика», разработавшей ПО.

Как подчеркивает спикер, компания может забирать эти коды из ГИС «Электронный знак», подтверждать их приемку на себя. После этого они будут храниться в личном кабинете оператора. В свою очередь, когда компания будет делать операцию по реализации, продаже, то организация будет выводить коды из оборота на уровне ГИС «Электронный знак», а также снимать их с учета.

«Это так называемый поэкземплярный учет. В России уже есть такое понятие, у нас пока еще нет. И хотя этого не требуется на уровне законодательства, с точки зрения клиента для учета вполне разумно. Для чего? Чтобы знать, какое количество товара у него есть и какое уже выбыло. Причем эта информация будет храниться у него в базе информации, а не где-то в облаке», – говорит собеседник.

Еще важный момент: оператор хранит коды в течение полугода, затем история чистится. В случае использования дополнительного ПО такой проблемы нет.

«Обкатку продукта мы произвели еще в 2024 году с одним из основных операторов, который связан в том числе с маркировкой «4ек». В данный момент проводим ряд переговоров и встреч с крупными операторами кассового оборудования. Им интересен наш продукт, все хотят обеспечить возможность полной работы с кодами маркировки. Специально для операторов мы разрабатываем сейчас модуль, который даст возможность получения кодов прямо в систему оператора в личный кабинет. И это могут использовать все наши ретейловые контрагенты», – резюмировал Ефимович.

Каждый контрагент должен решить сам: работать с оператором через кассовый аппарат по стандартной схеме (считал код, передал, нашел в облаке и погасил) или же иметь возможность контролировать продукт на каждом этапе от производства до прилавка.

Источник: Tochka.by

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.