Главное – собственный пример. Психолог объяснила, как отвлечь ребенка от гаджетов
В 2018 году в Международную классификацию болезней включили гаджетоманию. Как нехимическую зависимость в той же группе, что и игромания. Журналист Tochka.by поговорил с психологом о том, как предвосхитить проблему зависимости от телефона в детстве.
Криштиану Роналду в 2024 году стал первым в мире человеком, который смог набрать в социальных сетях миллиард подписчиков.
А теперь оцените иронию жизни: ранее португальский футболист говорил, что запрещает своему тогда 11-летнему сыну пользоваться гаджетами. И не покупает ему желанный смартфон, желая обезопасить от вредоносного воздействия.
Защитить детей от гаджетов в современном мире сложно, потому что цифровые технологи объективно и закономерно стали частью жизни.
В этой связи важно найти золотую середину между очевидным вредом и развивающей функцией. И родителям неплохо было бы начать с себя: перестать засыпать с гаджетами и не перебрасывать на них процессы управления ребенком.
Журналист Tochka.by поговорил на актуальную тему с психологом Мариной Матвеевой. Специалист сразу подчеркнула, что факторы зависимости не нужно искать во внешнем мире. Они всегда внутри.
Иллюзия простоты
Собеседница отметила, что взрослые часто сами дают детям телефон или планшет с целью успокоить или увлечь их. И нет ничего удивительно, когда потом ребенок часто сидит в гаджете и начинает плакать, когда его забирают.
Естественным образом у маленького человека вырабатывается рефлекс. Он привыкает к тому, что родители часто дают ему такую игрушку. И чтобы ее получить, нужно заплакать.
Родители же думают, что один-два раза ни на что не повлияют, но впоследствии продолжают использовать самый легкий способ усмирить малыша.
«В итоге проблема не решается, а усугубляется. Гаджеты наносят очевидный вред. У ребенка ухудшается память, рассеивается внимание, теряется концентрация. Как следствие, образуется негативный эмоциональный фон. И если не начать дозировать взаимодействие ребенка с гаджетом, будет становиться только хуже», – констатировала специалист.
У любой зависимости одинаковые последствия
Эксперт обратила внимание, что зависимость от гаджетов имеет такие же признаки, как и любая другая.
1. Ребенок выпадает из привычного ритма жизни. Нарушается режим. Организм не может понять, как ему работать.
2. Теряется способность и готовность выстраивать отношения с другими: с родителями, одноклассниками, сверстниками на улице.
3. Проявляется так называемый синдром отмены. Дети не могут долго успокоиться, когда у них забирают гаджет. И в конечном итоге часто проявляют агрессию.
В случае такого рода крайностей Марина Матвеева рекомендует обратиться к специалисту. Она отметила, что вопрос: «Как отвлечь ребенка от гаджета?» актуален, когда речь еще не идет о полной зависимости. Пока это на уровне увлеченности, можно предвосхитить более серьезные последствия.
«Но чтобы решить вопрос, требуется много терпения и внимания со стороны родителей. Недостаточно забрать телефон и отправить делать уроки или погулять на улицу. Нужно не терять контакт с ребенком и самим (своим участием) переключать его внимание на что-то другое», – рекомендует психолог.
По ее оценкам, если просто отмахнуться и убедить себя в том, что достаточно забрать гаджет, проблема не разрешится. Наоборот, ребенок еще больше может чувствовать себя изгоем и испытывать чувство вины. Ситуация опасна тем, что впоследствии зависимость, к которой перекрыли доступ, заменит другая.
Бороться надо не с гаджетами, а с самими собой
Марина Матвеева особенно подчеркнула тот факт, что взрослые не должны себя винить. Таковы специфика психологии человека и данность современности. Задачи мамы и папы – не отчаиваться, заметить проблему и начать меняться, чтобы изменить привычки ребенка, который считывает все с родителей.
Специалист уверена, что при желании взрослые всегда смогут найти занятие для детей. Просто нужно искать и действовать.
Тут важно понимать, что не всем детям обязательно будет нравиться то, что выбирают родители. Каждый человек индивидуален. И мальчика отнюдь не обязательно должен увлекать футбол, а девочку – рукоделие. Поэтому не стоит что-то навязывать, лишь бы отвлечь от гаджетов. Нужно находить то, что действительно привлечет внимание. Если не футбол, то велосипед или плавание. Если не спорт, то музыка (хор, игра на инструментах) или искусство (рисование, школа моделинга, театральная студия).
«Важно найти то, что будет нравится ребенку. Но нельзя забывать, что со временем его интересы могут измениться. И тогда снова нужно искать способ занять малыша каким-то интересом или активностью», – уточнила собеседница.
Личным примером
Дети берут гаджеты в руки, потому что считывают поведение взрослых. Детский мозг пластичен и очень быстро учится, копируя тех, кто постоянно рядом.
Поэтому в борьбе с гаджетами было бы неплохо начать с самих себя. Сегодня многие взрослые засыпают с телефонами, как когда-то делали их родители с телевизорами.
Можно ради интереса зайти в ресторан и увидеть, как мужчины и женщины сидят в гаджетах, а не беседуют друг с другом. «Выглядит так, что люди разучились общаться. А может, никогда и не умели. Чего тогда хотеть от ребенка?» – задается вопросом психолог.
И обобщает: «Если хотите вырастить активного и интересующегося этой жизнью человека, вы должны стать для него примером. По-другому не получится. При всем желании сослаться на работу и отвлечься на Instagram в качестве отдыха».
Не вместо, а вместе
Специалист также подчеркнула, что у всех людей, а тем более детей, разная предрасположенность к зависимостям. Кто-то вовлекается очень быстро (и неважно во что). А кто-то практически не поддается.
«Нужно оценивать степень влияния и соответствующим образом реагировать. Бывают случаи, когда кажется, что родители все делают правильно. А ребенку может быть недостаточно. У него другая психологическая структура, ему может быть мало. Хочется, чтобы больше обнимали и разговаривали», – пояснила собеседница.
Никто не отрицает, что гаджеты могут быть инструментом для развития. «Но опять-таки: если мы даем телефон с приложением и ничего не объясняем – пользы не будет. Детьми нужно заниматься. Открывать вместе, изучать, задавать вопросы, интересоваться мнением, давать и проверять задания. И тогда вы даже можете удивиться, как ребенок начнет рассуждать и фантазировать», – настраивает на позитив собеседница.
И высказывает очевидную истину: наставником должен быть родитель, а телефон – лишь инструмент, средство для получения новых знаний и информации.
Яркое сравнение: если оставить ребенка одного в бассейне, каковы шансы, что он чему-то научится? А если показать, как надо делать, и помогать постигать это, он точно освоит плавание и гораздо быстрее.
Также психолог советует учитывать возраст. До школы актуальна игра (песочница, мяч, шашки – что угодно). Для младших школьников важной становится учеба. А уже у подростков на первый план выходят общение и социализация.
Потому, как полагает специалист, когда все правильно происходит с самого детства, намного проще будет и в дальнейшем. В этой связи знакомить и оставлять наедине с гаджетами ребенка желательно как можно позже.
И важно не делать все спустя рукава, не лениться, не оставлять на потом: «Когда мы даем телефон в руки ребенка, то здесь и сейчас обеспечиваем себе тишину, но нужно помнить, чем это отзовется в будущем».
Собеседница обратила внимание, что избавить полностью от гаджета не получится. И, если ребенок в телефоне периодически и недолго, нет ничего страшного. Можно даже составить четкое расписание и определить «время без гаджетов».
Также никогда не будет лишним узнать, что ищет и читает ребенок в интернете. Важно погружаться в его желания и интересы.
«Чтобы поведение ребенка не стало сюрпризом, всегда разговариваете с ним. Пять минут качественного общения намного полезнее получасового поверхностного. Если спросили: «Как дела?», то надо выслушать и ответ, а не смотреть в это время в телефон», – открывает глаза психолог.
По ее убеждению, когда у родителя и ребенка выстроен диалог, жизнью малыша или подростка интересуются, вероятность зависимости гораздо ниже.
И в этом смысле важно формировать у детей когнитивные навыки. То есть развивать рефлексию, способствовать тому, чтобы ребенок сам рассуждал, оценивал и расставлял акценты.
Этому тоже нужно учить, оставаясь проводником в их жизни. Тогда будут и адекватная самооценка, и доверительное отношения с родителями, и умение не поддаваться эмоциям и зависимости. Воспитание детей – большая работа. И зачастую начинается она именно с самовоспитания взрослых.