«Минск», «Аист», «Орлёнок» и другие. Рассказываем историю велотранспорта в Беларуси
На автомобильном портале совсем не ожидаешь увидеть велосипед, хотя это тоже транспортное средство! Причём изобретён он раньше автомобиля. А как развивалась история велосипедов в Беларуси? Железные двухколёсные друзья не всегда были здорово технически оснащены, как и не было инфраструктуры для них.
Что представляли собой самые первые модели велосипедов в мире, когда на территории Беларуси появился этот транспорт, какие модели производил минский мотовелозавод и правда ли, что на велосипеды выдавались номерные знаки? Av.by разбирался вместе с приглашённым экспертом. А также смотрим, насколько современные технологии разработки велосипедов шагнули вперёд.
Беговел, пенни-фартинг, первая шина. Краткая история изобретения велосипеда
Для многих именно с велосипеда начинается история вождения в жизни. Нас учат крутить педали и рулить на маленьком и простом трёхколёснике, затем нам доверяют двухколёсный, но цепляют боковые колёсики на заднее колесо, а потом мы замечаем, как способны держать равновесие и без них…
— Велосипед — это самый крутой вид транспорта, — без доли сомнения утверждает Виталий Гапанович, наш сегодняшний эксперт по истории велосипедов. — Благодаря только мускульной силе человека можно перемещаться на любые расстояния. И чем медленнее на нём передвигаешься, тем больше можешь увидеть и познать, насытиться красотой мира и природы!
Виталий Гапанович и его брат Олег являются организаторами фестивалей и выставок ретротехники.
Олег (слева) и Виталий (справа) Гапановичи
— Наше с братом увлечение техникой и её историей началось очень давно. И до сих пор мы коллекционируем ретромотоциклы, автомобили и даже старые автобусы. Вместе с этим мы всегда трепетно относились и к велосипедам. В нашей коллекции есть взрослые, спортивные, детские, а также подростковые, — рассказывает Виталий.
Но обо всём по порядку. Прежде чем мы перейдём к истории велосипедов в Беларуси, Виталий не может не упомянуть о нескольких значимых фактах истории мировой.
— Всё началось в 1818 году, когда немец Карл фон Дрез изобрёл беговел. Это предшественник современного велосипеда — деревянный и без педалей. На таком транспорте можно было передвигаться, отталкиваясь ногами от земли. Популярность он набрал моментально, но позволить себе такую вещь могли только состоятельные люди. Поэтому и прозвали беговел dandy horse, то есть «лошадь модника».
Велосипед в привычном понимании появился в 1863 году, когда француз Пьер Лалман вместе с братьями Оливье, а также Пьером Мишо придумал добавить к переднему колесу педали. Изобретение запатентовано в США спустя два года под названием vélocipède (от лат. vēlōx «быстрый» и pes «нога»).
— Затем появился известный многим пенни-фартинг — велосипед с огромным передним колесом и маленьким задним. Ездить на нём было небезопасно. Малейшая ямка — и полетишь носом на дорогу. Несмотря на это, именно на пенни-фартингах французы устроили первые в мире велогонки, — делится Виталий Гапанович.
Пенни-фартинг. Источник: pixabay.com
В 1885-м англичанин Джон Старли и компания «Ровер» создали прообраз современного велосипеда — с треугольной рамой (тогда она выглядела иначе, чем сегодня) и двумя равными по диаметру колёсами. Спустя три года шотландец Джон Данлоп изобрёл первую пневматическую шину для велосипеда. Так этот транспорт превратился в комфортный для ездока, и шуточное название «костотряс» забылось. До этого момента все велосипеды делались из дерева или железа. Несложно догадаться, как ощущалась каждая неровность на дороге!
— Компания «Ровер» первой в мире запустила конвейерное производство велосипедов с шинами. Такой продукт произвёл настоящий фурор. Начался бум велоспорта, что ещё больше способствовало распространению велосипедов по всему миру…
Первые велосипеды и их производство в Беларуси
Примечательно, что на белорусском языке велосипед звучит как «ровар»!
Пришло время узнать, а как же в Беларуси развивалась история этого транспорта.
— Первые велосипеды у нас появились в Гродно, Витебске и Минске в конце XIX века. Но по некоторым данным, в 1870 году в Витебске уже был железный пенни-фартинг весом 80 кг! — перечисляет самые значимые факты Виталий. — В 1892-м в Минске образовалось городское общество любителей велоспорта, а в 1896 году в столице организован первый велотрек.
Колесо с деревянным ободом из коллекции Виталия и Олега
Тогда каждый мечтал стать великим велоспортсменом. И такие были. Например, в 1937 году победителем на первом в БССР чемпионате по велогонкам на 1 200 км стал белорус Борис Большаков.
— В начале 1920-х из-за бума мото- и автомобилестроения велосипеды отошли на задний план. Да и люди тогда пришли к выводу, что велосипед скорее помеха на дороге. С тех пор будто ничего не изменилось! — шутит Виталий.
Что касается изготовления велосипедов на территории современной Беларуси, то первой производить их начала фабрика «Неман» в Гродно в 1930-х. Продукция поставлялась и в Европу, но предприятие закрылось в 1939 году из-за войны.
Первая партия без шин, знаменитый «Аист» и немецкие технологии. Как образовался мотовелозавод?
Целая эпоха белорусского велостроения началась 6 ноября 1945 года — в день основания Минского велосипедного завода.
— В 1947-м на предприятии появились оснастка, оборудование и комплектующие для велосипедов из Германии. Дело в том, что в счёт репараций в СССР был вывезен немецкий мотоциклетный и велосипедный завод Dampf Kraft Wagen. В середине 1947-го рабочие МВЗ произвели опытную партию из 10 велосипедов, а уже к концу этого года завод выпустил около 6 500 единиц. Мы с братом хорошо знакомы с ветеранами мотовелозавода. Они рассказывали, что первая партия из 10 штук вышла без шин, ведь не было налажено их производство. Поэтому тест-драйв проводили, катаясь на голых ободах по деревянному настилу! — рассказывает Виталий.
На удачу как раз по коллекции ретровелосипедов Виталия и Олега Гапановичей можно проследить, как развивалось их изготовление в Беларуси и не только.
— Первая модель велосипеда В-16 производилась с 1947 по 1956 год. Этот экземпляр с интересным педальным узлом и ведущей звездой точно вышел с завода до 1951-го, так как на нём сохранилась эмблема старого образца с аббревиатурой МВЗ на синем фоне.
— Дело в том, что в 1951 году название минского завода изменилось — добавилась ещё одна буква М, так как мотоциклетное производство перенесли сюда из Москвы. Тогда и появилась знакомая нам аббревиатура ММВЗ — Минский мотоциклетный и велосипедный завод.
Сохранился в семье Виталия и минский велосипед, который когда-то первым в деревне приобрёл его двоюродный дедушка. По словам собеседника, к велосипеду относились очень бережно. Даже переносили его через лужу, если та встречалась на дороге.
Второй моделью МВЗ стал В-126, производимый с 1964 по 1968 год. На значке — гравировка ММВЗ. Это тоже довольно редкий экземпляр. Для старых велосипедов, кстати, характерны очень широкие колёсные щитки, причём формы их различались в зависимости от модели, говорит Виталий.
— Первые велосипеды имели название «Минск». Оно встречается, например, на защитном кожухе цепи и эмблеме седла. С 1988 года закрепилось знакомое многим наименование «Аист». И на минские велосипеды начали устанавливать эмблему с аистом.
Интересный факт: ещё в 1960-х требовалась обязательная регистрация велосипедов наравне с автомобилями.
В коллекции Виталия и Олега — велосипедный номерной знак 1967 года
«Орлёнок», о котором мечтал каждый подросток, и велосипед-раскладушка
Не только взрослые, но и детские, и подростковые велосипеды производил мотовелозавод. Пожалуй, самый известный — «Орлёнок» (В-72) для мальчиков и «Ласточка» (В-82).
В Минске их делали в 1949—1951 годах. А потом производство «Орлёнка» из столицы перенесли в город Шяуляй в Литве. С тех пор на транспорте появлялась надпись на литовском — Ereliukas, что в переводе «орлёнок».
— В детстве у меня был такой же, версия — «Олимпиада-80», — вспоминает Виталий. — Обладание «Орлёнком» казалось тогда чем-то сверхпрестижным. Данная модель из коллекции архаичная — верхняя труба состоит из двух частей. Шины цветные — модные в те времена! В Литве старая модель «Орлёнка» производилась до 1978 года, а позже к новой начали добавляться дополнительно багажник, фара, велогенератор. «Орлёнок» производили вплоть до 1990-х годов.
Совсем недавно к коллекции Виталия и Олега присоединился складной велосипед — модель 113-322, разработанная в 1970-х на мотовелозаводе и производившаяся до середины 1990-х.
— Это, можно сказать, люксовая комплектация! Он выпущен в 1993 году с ручными тормозами, велогенератором, фарой и коробкой передач. А рычаг переключения передач находится под рулём.
Технологии постепенно проникали в разработку и производство велосипедов. Если сразу рамы были железными и тяжёлыми, то со временем начали применять алюминиевый сплав, благодаря чему транспортные средства становились легче.
— Вообще, под занавес СССР и после его распада многие элементы удешевлялись. Например, на велосипедах с 1996 года уже вместо металлических эмблем начали использовать наклейки.
Легче, быстрее, умнее! Какими велосипеды делают сегодня?
Как с появлением кино люди были убеждены, что театры закроют, так и с появлением автомобилей и мотоциклов велосипед оказался не столь востребованным. И тем не менее двухколёсный друг спустя более 200 лет после изобретения прототипа насчитывает миллионы поклонников по всему миру.
Стоит заехать в белорусскую деревню и агрогородок, как быстро обнаруживаешь, что велосипед там чуть ли не самый ходовой вид транспорта! А что говорить о больших городах, где данный транспорт используется и для любительских поездок, и для трюков на воркаут-площадках, и даже для доставки еды.
Горные, дорожные, гибридные, туристические, циклокроссовые, трековые, велосипеды для триала и фристайла, электровелосипед — всего за несколько последних десятков лет классификация велосипедов очень расширилась, а различных моделей и вовсе не счесть. Технологии их разработки и производства идут вперёд семимильными шагами, и порой тот или иной велосипед — это уже настоящее «умное» устройство.
Вместе с тем с каждым годом растут сервис и инфраструктура для велосипедов. Организации поддерживают и развивают тему. Пример — компания А1 с инициативой установки велопарковок.
С 2021 года благодаря А1 велопарковки появились в разных городах Беларуси. Сначала девять из них оборудовали в Минске. В 2022-м ещё три установили в Могилёве, Гомеле и Калинковичах, а летом этого года новые велопарковки А1 стали доступны для жителей Барановичей!
Эргономичная конструкция и дизайн парковок разработаны с участием представителей велодвижения, предложивших прорезинить грани каждого столбика, чтобы с любой стороны к нему можно было прикрепить велосипед, не поцарапав его.
В среднем вес того же горного велосипеда колеблется от 13 до 20 кг. Известно: чем он легче, тем проще и быстрее можно ехать. Поэтому изобретатели применяют различные материалы и сплавы, чтобы совершенствовать модели. Это и углепластик, и карбон, и даже бамбук!
Так, например, в США изобретён самый лёгкий велосипед в мире — SpinLight. Весит он лишь 2,7 кг. А значит, приподнять его можно всего одним пальцем. При этом рама является прочной и выдерживает невероятно большие нагрузки, а для ездока доступно целых 20 скоростей.
Источник: 4sezona.shop
А что же насчёт самых быстрых велосипедов? Звание рекордсмена досталось Exotic Thermo Engineering, который смог разогнаться до 285 км/ч! Однако не всё так просто: удалось это сделать с помощью установки ракетного дожигателя с топливом в виде перекиси водорода. 100 км/ч он достигает за 4,8 секунды. Для сравнения: у «Теслы» такой разгон составляет от 2 секунд!
«Умные» технологии тоже не дремлют в отношении велосипедов. Так, инженеры Huawei представили миру беспилотный велосипед. Различные высокоточные датчики, камеры, производительная аппаратная платформа, акселерометры, гироскоп, лидар — всё это встроено в конструкцию велосипеда и позволяет ездоку сохранять равновесие в любой ситуации.