Почему Наталья Селезнева разделась на пробах, и что подвигло Леонида Гайдая придумать знаменитую троицу: Трус, Балбес, Бывалый? История создания легендарной комедии — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фильм состоит из трех новелл, объединенных центральным персонажем Шуриком. В первой («Напарник») студент перевоспитывает тунеядца Федю на стройке. Вторая («Наваждение») — о влюбленности главного героя в девушку Лиду во время экзаменационной сессии. В последней («Операция «Ы») Шурик обезвреживает троицу жуликов.
Никакой операции «Ы»
«Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «Бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр, а я посплю». Эти и десятки других реплик, прозвучавших в ленте, давно ушли в народ. Весной 2024 года исполняется ровно 60 лет с того момента, когда авторы приступили к работе над картиной. По сей день ее с одинаковым восторгом время от времени смотрят многие — от школяров до высоколобых академиков.
Началось все в середине 1950-х. Директор «Мосфильма» Иван Пырьев искал молодые таланты. В Леониде Гайдае разглядел способности комедиографа. Многие восхищаются его короткометражками «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики». Но это эксцентрика без слов — что называется, на любителя. Раннее детство будущего постановщика пришлось на расцвет немого кино, и он словно хотел продлить жизнь этому старому доброму формату.
Не все знают, что еще в 1930 году в Голливуде сняли комедию «Песня мошенника», где троица, как две капли воды похожая на Труса, Балбеса и Бывалого из гайдаевских картин, пытается по заказу похитить невесту на Кавказе. В СССР эта лента в прокат не выходила. Но во ВГИКе есть огромная фильмотека, где будущие постановщики, проходя курс истории кино, знакомятся с мировым кинематографом, чтобы потом не «изобретать велосипед». Гайдай никогда не упоминал о предшественниках своих персонажей, но, вероятно, именно ими он вдохновился, придумывая героев для Вицина, Никулина и Моргунова. Факт не умаляет заслуг режиссера. Он мастерски адаптировал задумку для отечественной публики.
Никакой операции «Ы» в литературной основе не было. Соавторы Яков Костюковский и Морис Слободской предложили сценарий, состоявший из двух новелл. В первой студент Владик Арьков занимается перевоспитанием невежественного типа. Вторая — о том, как Владик, став репетитором, пытается готовить к экзаменам оболтуса Илью. Двух историй не хватало для полнометражной картины. И постановщик вспомнил о своей знаменитой троице и со сценаристами сочинил сюжет об ограблении склада. При этом они видоизменили и дополнили остальные новеллы.
На уровне сценария редакторы потребовали замены имени главного героя. Считали, что Владик то же, что и Владлен (Владимир Ленин). В ту пору такая трактовка имела место. Например, женским французским именем Марлен в СССР называли детей в честь Маркса и Ленина.
Заложник роли
Героя назвали Шуриком. Интеллигентный очкарик-недотепа должен был уметь постоять за себя. Пробы прошли десятки актеров, среди которых Олег Видов, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян. У режиссера голова шла кругом. Он сел и стал записывать, каким хотел бы видеть главного персонажа. И понял, что описывает себя в юности. Его посетило озарение. В 1958-м Гайдай в качестве актера снимался в ленте «Ветер», где с ним в кадре работал Александр Демьяненко. Готовясь снимать комедию, он вдруг подумал, что этот ленинградский исполнитель станет самым точным попаданием в образ. Демьяненко остался в восторге от сценария, зная, что подобных фильмов в СССР не делали. Но уже через несколько лет стал заложником роли Шурика и всегда старался попасть в картины, где ему предлагали альтернативных героев. Так, в 1967 году он сыграл подпольщика в белорусской ленте «Война под крышами» Виктора Турова.
На роль верзилы Феди руководство студии утвердило Михаила Пуговкина. А режиссер настаивал на Алексее Смирнове, так как все отрицательные персонажи в фильмах Леонида Иовича были немного наивными, в них присутствовала детскость. В итоге сам Пуговкин отказался играть хулигана, сказав, что он совсем не похож на бугая или верзилу, по параметрам не подходит. И отлично справился с ролью прораба.
К образу Лиды из новеллы «Наваждение», без преувеличения, примерялись сотни претенденток, включая сестер Вертинских. Наталья Селезнева при своем очаровании и милых чертах лица уже в юности обладала острым критическим умом. Это очень понравилось постановщику. Но он не знал, как сказать девушке, что в кадре придется раздеться до купальника: в ту пору в советском кино такое считалось почти за гранью. Гайдай пошел на хитрость, как бы между прочим произнеся: «Вы мне приглянулись, но фигура у вас не очень…». Актриса возмутилась. Как раз перед пробами она побывала на пляже, и под одеждой на ней был купальник. Легким движением руки Наталья сняла платье — всем открылись идеальная талия и точеный силуэт.
В эпизодах комедии зрители увидели соцветие прекрасных исполнителей: Владимира Басова, Зою Федорову, Рину Зеленую.
Заработал на машину
Картину снимали в Москве, Ленинграде, в том числе в павильонах. Из-за дождливого лета 1964-го группа переезжала в Ялту, Баку и другие города. Например, Шурик увяз в смоле в московских Черемушках, а выпрыгнул из сапог уже в Одессе. Великая сила монтажа! Политехнический институт, где учатся Шурик и Лида, на деле здание Московского энергетического института.
Многие шутки актеры придумывали прямо на площадке. Например, реприза с челюстью скелета, кусающего Балбеса за палец, — авторства Юрия Никулина.
Наталья Селезнева в ту пору была студенткой 2-го курса театрального училища, ее стипендия составляла 28 рублей. Ей назначили ставку: 7 рублей за съемочный день. В сумме актриса получила 450 рублей за ленту. А Александр Демьяненко — 3 376 рублей. За такие деньги можно было купить однокомнатную кооперативную квартиру или машину «Москвич».
Во время приемки фильма цензоры требовали за счет озвучивания заменить имя верзилы Феди на иное. Так в партийных кругах называли Фиделя Кастро! А еще требовали вырезать эпизод, где Федя, пройдя сквозь клубы черного дыма, превращается в африканца. Утверждали, что это оскорбляет народы Африки.
Авторам удалось выйти из схватки с цензурой почти невредимыми. А картина продолжает радовать новые поколения зрителей.