Беларусь готова выпускать самолеты в кооперации с Россией. Заявления об этом звучали и ранее, но, похоже, проект наконец-таки получил четкие контуры.
Деталями в телеинтервью поделился вице-премьер Петр Пархомчик, курирующий в правительстве промышленный сектор. Он назвал предприятия-партнеры и анонсировал, что первые машины взлетят уже в 2026 году.
Корреспондент Tochka.by с помощью экспертов попытался разобраться, реально ли это.
Затяжной разбег завершится вертикальным взлетом?
Санкции – меч обоюдоострый. Западные страны отказались от поставок в Россию авиалайнеров, оборудования и технологий для их производства. Поэтому в соседней стране вынуждены активно развивать «импортозамещение».
Одним из таких проектов должен стать выпуск российско-белорусского 19-местного самолета, до того собиравшегося из импортных комплектующих на заводе в Екатеринбурге.
Напомним, что 15 июня 2023 года в Санкт-Петербурге была озвучена первая конкретика о совместном с россиянами производстве пассажирского самолета.
Тогда заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов рассказал, что стороны ведут работу по организации на территории Беларуси производства 19-местного турбовинтового самолета на базе 558-го авиаремонтного завода под Барановичами.
Прошло полгода, и белорусские власти наконец-то поделились планами, которые выглядят амбициозными. Ведь до того в Беларуси никогда не выпускали самолеты, поэтому нет не только оборудования и технологий, но и квалифицированного персонала. А главное – денег.
Финансы – стопкран для белорусско-российского проекта
Наиболее существенная проблема – бюджет. Именно об этом говорили три авиаэксперта, у которых Tochka.by выясняла подробности громкого «прорывного» проекта.
Подчеркивая, что в Беларуси еще только предстоит создать свой авиазавод по выпуску легкомоторных самолетов, они, тем не менее, делали акцент не на отсутствии высокотехнологичного оборудования и технологий, а на проблемах с деньгами.
В понедельник, 29 января, Петр Пархомчик о них не говорил, зато уверил, что проект «двигается довольно быстро». Он подтвердил, что реализацией его будут заниматься 558-й авиационный ремонтный завод с белорусской стороны и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) – с российской.
«Мы сегодня вместе разрабатываем, создаем этот самолет, мы ведем ОКР [Опытно-конструкторские работы. – Tochka.by], их все финансирует РФ, при том финансирует 50 на 50, то есть по результатам НИОКРа [Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – Tochka.by] и ОКРа мы будем иметь документацию для производства самолета», – удивил вице-премьер.
Получается, главное препятствие для взлета белорусско-российского самолета убрано.
Первый полет белорусского самолета
В 2022-м, после того как иностранные компании перестали поставлять в Россию сотни видов комплектующих, острота проблемы выпуска новых самолетов (и даже ремонта старых) резко возросла.
При этом в РФ пообещали (устами Путина) выпустить тысячу самолетов к 2030 году, на что авиаэксперты ответили единодушным удивлением.
Напомним, что ранее российская сторона первый полет белорусско-российского самолета планировала на 2027 год, а Роман Головченко – 2027-2028 годы. Теперь же, очевидно из-за вышеозначенных проблем с авиапарком, сроки скорректированы.
«К 2026 году мы должны произвести два самолета», – заявил Пархомчик.
Назвал чиновник и конкретные цифры выпуска 19-местных легкомоторных самолетов на заводе под Барановичами.
«Очень важно, что уже сегодня мы имеем твердый заказ: до 2030 года должны произвести 85–100 штук. Это минимальное количество – если мы будем успешно выполнять задачу, их может быть и больше», – сказал заместитель премьер-министра.
По его словам, утвержден бизнес-план по развитию 558-го авиаремонтного завода. На котором предстоит построить 20 тыс. м2 дополнительных производственных площадей и «приобрести около сотни единиц высокосложного оборудования».
Как отметил Петр Пархомчик, работы уже ведутся и могут даже пойти с опережением графика.
Что это за самолет?
Еще после первых заявлений о белорусско-российском самолете эксперты пояснили, что речь идет об «импортозамещении» чешского легкомоторного L-410, хорошо знакомого выпускникам летных училищ СССР и России.
Многоцелевой 19-местный двухмоторный турбовинтовой самолет L-410 выпускается с 1969 года. Всего произведено более 1200 машин, почти все – на заводе в Чехии, но часть и в Екатеринбурге. Россияне купили чешскую компанию и организовали сборку на Урале.
Но в Екатеринбурге дело не пошло – было выпущено всего пару десятков L-410, а когда в 2022-м поставки комплектующих из ЕС и США в РФ прекратились – производство встало.
Но российские власти при этом заявили, что в 2023-м выпустят «полностью импортозамещенный» L-410. В итоге и этим планам не суждено было сбыться, и правительство РФ в конце августа минувшего года перенесло первые поставки уже не чешского L-410, а белорусско-российского «аналога» на 2027 год.
«В рамках совместного российско-белорусского проекта будет создана 19-местная машина, которая будет опираться на наработки по импортозамещенному L-410», – сообщил в сентябре представитель Минпромторга РФ.
Самолет получит новые планер и ряд комплектующих – отрапортовали в министерстве.
Взлетит ли проект белорусско-российского самолета?
Нельзя не отметить, что L-410 прекрасно подходит для аэродромов с короткой ВВП и даже на грунтовые полосы он садится без проблем. Нужда в подобной машине в РФ огромна, ведь «кукурузники» АН-24 эксплуатируются более 60 лет и давно устарели.
Одной из проблем в реализации проекта, по мнению экспертов, становится отсутствие у России достойного и современного небольшого авиадвигателя.
Кстати, о невозможности замены американских двигателей на L-410 (даже уже имеющихся) четко заявил начальник управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев.
«Основная проблема – это двигатели, и решения данной проблемы не просматривается», – однозначно заявил он.
Опрошенные Tochka.by эксперты считают, что на пути в мировой клуб авиадержав Беларусь ждут «воздушные ямы». К тому же и сейчас не особо понятно, насколько белорусским будет будущий самолет.