«Один стул стоит $5000». Столяр из Беларуси отказался от дверей и окон в угоду драконам и паукам

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Долгие годы Вадим Лавышик делал двери и окна, заколачивал скрипящие доски и клал паркет. Но однажды мужчина понял, что все эти вещи ему ничего, кроме денег, не приносят. Тогда-то он и решил, что пора пожить для себя, и стал делать из дерева такое, что вам и не снилось. В его руках обычные доски превращаются в драконов, пауков и даже розы. С одного изделия он может заработать $4—5 тыс., но продавать работы мужчина не спешит.

Столяр из Беларуси

В этом материале Onliner расскажет о столяре, который после выгорания и гонки за деньгами нашел для себя новые смыслы.

Примерно час езды от Минска — и мы прибыли. Места здесь тихие, только редкий шум мотора раз в час-другой нарушает покой.

Столяр из Беларуси

Тут и находится жилье нашего мастера. С первого взгляда серо-сизый домик кажется суровым и простым, но это вовсе не дом — это гараж. Вообще, если разбираться, то еще и мастерская, и склад, и спальня, и душ. Короче, многофункциональное помещение. Каменный забор обрамляет участок, но пока это незавершенное произведение. Зато по нему очень легко ориентироваться в здешней глуши.

Перед домом стоит почтовый ящик, который, кажется, говорит о хозяине больше, чем сам дом. В эти края Вадим вместе с женой перебрался несколько лет назад. Здесь и дышится легче, и работать проще, когда ни один сосед не жалуется на шум.

Столяр из Беларуси

Сейчас Вадиму 46 лет, 30 из которых он посвятил столярному делу. По его словам, своей профессии не изменял. Само знакомство с деревом началось не с теплых рассказов деда у камина, а с криков и подзатыльников.

— Дед был столяром, но меня ничему не учил, — смеется мастер. — По рукам бил — да, но чтобы обучать? Нет, скорее, наоборот, отгонял меня от мастерской как мог. В 6 лет я уже вогнал себе стамеску в кисть, но даже после этого продолжал втихаря заниматься, чтобы никто не видел. Первая моя работа, так сказать, была, когда дед слег с грыжей, а я взялся за заказ: баню доделывал. Мне тогда 14 лет было.

На станки он меня совсем не пускал, потому что для столяра-станочника десять пальцев — это роскошь.

Столяр из Беларуси

После школы Вадим шел поступать на сварщика. В девяностые парень хотел быстрее освоить профессию и зарабатывать деньги.

— Почему сварщик? Да я думал, что столярку уже освоил. Я больше самоучка, все сам пробовал. С аттестатом на четверки и пятерки вместо института пошел в ПТУ. Директор, как увидел мои оценки, аж в недоумении был: «С такими-то баллами — и на сварщика?» — и предложил пойти на столяра: там просо конкурс был выше. Так я и сделал. В итоге я единственный, кто в стенах училища получил пятый разряд по столярному делу. Это был нонсенс.

После училища сразу пошел работать на завод — с тех пор я ни разу не изменил своей профессии. Когда все гоняли машины, я был столяром, когда все торговали шмотками, я был столяром.

— И жаба не душила?

— Я давным-давно в себе эту жабу задушил.

Из алкоголика в художники

Когда-то Вадим держал в руках не только рубанок, но и бутылку. Алкоголь чуть не разрушил его жизнь, но последние 13 лет спиртосодержащие напитки его не интересуют.

— Бухал так, что вот-вот настал бы момент, когда в городе закончились бы мастерские, из которых меня не уволили. Оно же как было: отработал два-три месяца — и в запой уходил. Сейчас пытаюсь отмотать, проанализировать, зачем так поступал. С другой стороны, пока бегал по мастерским, подсмотрел всякие примочки, фишки у мастеров и реализовал их в своей собственной.

В 2011 году понял, что больше не хочу пить, и пытался догнать сверстников, ведь, пока все работали, я в запоях сидел. Догнал, перегнал и в какой-то момент выгорел. Обозначились новые горизонты, а я стал выдыхаться.

Столяр из Беларуси

Попытки организовать собственную мастерскую были с нулевых. Вадим и компаньонов находил, и прогорал, и начинал все заново, а со временем понял одну вещь: хочешь сделать хорошую столярку — сделай ее сам. Так он и поступил. Даже дал ей название — «Тютелька».

— Когда только начинал становиться на ноги, пределом моих мечтаний было изготавливать двери, окна, нанять людей и быть типа бизнесменом. Но со временем я понял, что устал от людей, и спрятался за городом. Только год назад вышел в люди, правильнее даже сказать стремительно ворвался.

Весь правый угол забит высокими стеллажами, на которых наслоены друг на друга банки с красками, кисти, мелкие детали, инструменты, кучи затертых перчаток и коробки, по которым нельзя сразу сказать, что внутри.

— Фуганок, пила, рейсмус — все, мне больше ничего не надо. Расходники — фрезы и наждачки — их хватает. Отходов практически нет: я же две-три недели с одной работой вожусь — откуда тут взяться обрубкам? А щепки и опилки в печи сжигаю.

Вадим зарегистрирован как ремесленник, но себя к ним не относит: говорит, они все же про деньги, а он про смыслы. И если по «Тютельке» так сразу и не скажешь, то если подняться на второй этаж, где хранятся работы, то появляется ощущение, будто ты пришел на выставку или в какой-нибудь музей.

— Столяр я всю жизнь, а именно художеством занялся три года назад.

— Что это вас так переклинило?

— Кризис среднего возраста. Дом построил, деревья посадил, сына вырастил, а сам не пожил. Под руками оказалось дерево, вот я и попробовал что-то из него сделать. Первой работой была «фига». Такая неуклюжая получилась, вся кривая, косая. Меня азарт взял: мол, я что, не могу сделать толковую? И пошло как по накатанной.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Лавышик Вадим (@lavyshikvadim)

Был запрос от клиентки на розу. Я опешил: как это — роза из дерева? Как она будет выглядеть? Полгода маялся — и вот, более-менее добился того, что она хотела. И потом меня поперло с этими розами — делаю любых форм и размеров.

Вторую половину жизни я дал себе слово жить так, чтобы не идти вразрез со своими желаниями.

Еще два года назад мечтал продаваться, а сейчас понимаю: ну были у меня деньги, благодаря им я все это построил, но больше я этого не хочу. Эта беготня — она никогда не кончится. Я пять лет без сна, без отдыха зарабатывал, в голове были одни «бабки-бабки-бабки», «надо-надо-надо». Я понимал, что дострою гараж, потом нужно будет домом заняться, потом забором, участком, а я же могу умереть. Вот у меня в этом году умер друг детства — именно по здоровью. А успел ли он пожить?

И я решил, что поживу сейчас, и, если сверху мне обломится, значит, я все это доделаю. Если нет, то я хотя бы получу удовольствие от того, что шел к своей мечте и что-то да оставлю после себя. «За сколько продашь? А вдруг не купят?» — мне плевать. Я кайфую, я живу.

Вадим ассоциирует себя с твердым знаком — этой буквой помечены все его работы.

— Почему именно твердый знак? Он используется крайне редко, но без него некоторые слова не написать. Так и в столярке: мастеров сейчас много, прям изобилие, но вот таких вещей, как делаю я, не делает никто. У каждого мастера свои фишки, свой почерк. Сейчас мои работы можно без клейма отдавать: рука уже видна.

Когда достиг высшей точки мастерства, случилось выгорание. Я понимал, что сделал все, мне стало скучно. Покажите, кто что сделал из дерева, — я повторю. А деньги удовольствия уже не приносили. Я работал по чужим чертежам, чужим лекалам, а получал всего лишь деньги. А их всегда мало. Как-то задумался: вот я уже два года работаю в мастерской, а ничего для себя не сделал. Перестал делать ваши двери и окна, убрал рутину — и открылось второе дыхание. Могу сутками напролет работать.

— Образы откуда?

— Я не знаю, они где-то внутри меня сидят. Интернет листаю только для того, чтобы в голове возникла идея. Ведь, как говорится, свежие мысли приходят только в подготовленную голову.

Первого дракона Вадим сделал за месяц и продал за $4000. Он был размашистым, еле влез в бус. Но, как только его доделал, мастер сразу понял, что хочет сделать немного иначе. Рождение второго дракона не заставило себя долго ждать. В нем Вадим сделал упор на плавность. Отдаст за $5000.

— Я технарь, вначале просчитываю конструкцию, все эти завороты, нагрузку. Так что на шее этого дракона можно повиснуть, и ничего с ним не станет, разве что перевернется. Делается он не из цельного куска дерева, а из самых обычных досок. Все клеится, пилится, режется.

Был запрос на женские клатчи, их оценили в $400—600. Кто-то скажет, мол, неудобные. Ребята, эти вещи — они не про удобство, они про понты. То же самое и с креслом: да, я стараюсь соблюдать стандарты по высоте, наклонности, чтобы было удобнее, но все равно это понты.

— Из какого дерева делаете свои работы?

— Из какого есть, из такого и делаю. Пока что каждое мое изделие — это пилотный вариант. То есть на них я обкатывал ту или иную технологию. А выбор материала зависит от того, что мастер хочет показать: эстетику дерева или свое мастерство. Я же хотел испытать свое мастерство, тут не важна порода.

— Все эти работы спустя время погнет?

— Конечно погнет. Но кто это заметит, они же и так погнутые?

Работает Вадим так, что не замечает течение времени. Каждое изделие требует его по-своему — от месяца до года. Изделиями интересуются многие, но расставаться с ними мастер не спешит.

— У меня мечта: хочу сделать галерею собственных работ. Я не про продажи. Кто-то пишет мемуары, кто-то делает фотоальбом, а я как воспоминания о своей жизни хочу построить галерею. О каждой работе могу рассказывать часами. Например, эту руку я делал год. Мой сын тогда пошел служить на границу, и это были мои переживания за него. Душа болела, руки творили. Считайте, что это дембельский альбом сына.

Каждая работа дорога, потому что так я вижу свою эволюцию.

 

В быту Вадим очень скромный. Для комфортной жизни ему необходимы две вещи: сигареты и кофе. Поел раз в день — и хорошо, а с расходниками и материалами выручают друзья.

— Друзья прониклись моей идеей и оборудование, бывает, бесплатно привозят, как и расходники. Так и с поддонами, у кого-то завалялись доски, а я прошу, чтобы мне везли. Мой девиз — все должно быть максимально дешево, а лучше бесплатно.

Вадим очень много катается по выставкам — в основном в Россию, где и реализуются некоторые его работы. На белорусских площадках с продажами пока как-то не очень.

— У меня же специфические работы. Простому человеку можно купить подставку для вина или клатч, но людям не до них, они сразу с ногами на стулья лезут и просят сфотографироваться. А мне отвези, привези, потрать время на логистику, заплати за аренду. Некоторые берут номера и просят двери сделать. Ох уж эти двери…

И часто посылают: «Вам надо в Москву, в Европу ехать». Люди, насколько нужно не уважать и не любить себя, чтобы такое говорить? Вы что, недостойны посмотреть или пользоваться моими вещами? Я не хочу никуда ехать, я здесь останусь.

Первое время я думал, что соберется очередь, люди будут покупать мои работы. Но такого не произошло. Это стало добивать: я же вижу, что им нравится. За год продался по знакомым, друзьям — как таковыми продажами это не назовешь. А потом я подумал: кому я что доказываю? Если хотел денег, зачем тогда бросил свое ремесло? Так я и пришел к идее сделать собственную галерею.

Как ни крути, для реализации этой цели мне нужны деньги, а людям нужны двери. Чаще ко мне обращаются по столярке. Но если раньше я брался за все подряд, то сейчас — только за самые сложные заказы. Я люблю приезжать последним, когда все столяры уже отказались с заявлением, что это невозможно. Тут-то и появляюсь я — такой спасатель и молодец.

Помимо галереи, Вадим хочет попрактиковаться в уличных работах, но уже из другого материала: в дереве ему стало тесно. Пока мужчина подбирает материал и осваивает сварку.

— Получится или нет, не важно. Не выйдет с первого раза, возьмет азарт, и так или иначе я своего добьюсь. Важно то, что сейчас я счастливый человек. В голове куча идей. И пока мы с вами говорим, я думаю: быстрее бы вы уехали, чтобы я смог поработать.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.