Аккредитация встряхнула фитнес-индустрию в Беларуси. Но рынок на подъеме: спрос на услуги растет, в залы потянулись люди постарше. Tochka.by узнала у специалиста, как дела в этой сфере и сколько сейчас стоит заняться спортом.
До конца прошлого года фитнес-центры, тренажерные залы и студии были обязаны пройти аккредитацию.
Большинство с задачей справились, пусть и не с первой попытки. Однако некоторые закрылись. Нововведения стали для них последней каплей – вместе с устаревшей бизнес-моделью и низкой эффективностью.
«Для прохождения аккредитации клубам, залам и студиям пришлось внимательнее отнестись к санитарно-гигиеническим требованиям – так сказать, пройтись по чек-листу. В этом смысле государственный контроль и адекватные проверки повысили качество и безопасность», – замечает владелица сети фитнес-центров Lifestyle Мария Бахвалова.
По ее словам, далеко не все прошли аккредитацию с первого раза – многие залы не работали половину января. Но в итоге справились.
Около половины тренеров – на переподготовке
Наибольшие сложности вызвала аккредитация тренеров. Многим фитнес-центрам пришлось расстаться с опытными инструкторами без профильного образования.
Другие специалисты воспользовались возможностью поступить на переподготовку и тренировать дальше. Благо законодательство это разрешает.
«Требование к тренерам оказалось очень болезненным, потому что огромное количество действительно сильных специалистов в фитнесе не имели спортивного образования. Большинство из них в итоге поступили на переподготовку и остались в профессии. Без преувеличения эта поправка спасла индустрию», – признается Мария Бахвалова.
Она отметила, что в Lifestyle более половины тренеров пошли учиться на переподготовку. И без такой оговорки не смогли бы продолжить работать до получения диплома.
Парадокс ситуации в том, что сейчас каждый третий инструктор в фитнес-зале – еще и студент.
Чтобы дать тренерам необходимое образование, вузы набрали дополнительные группы, а центр «Фитнес-образование» заключил партнерство с российским учебным заведением, которое обучает по аналогичной программе и выдает дипломы, эквивалентные белорусским.
Весной вышла поправка, благодаря которой преподаватели йоги и пилатеса и студии по этим направлениям смогли продолжить работу.
Спрос растет, подходы меняются
Конкуренция среди фитнес-центров за год существенно не изменилась. Разве что усилилась в некоторых нишах. Например, когда клубы открываются друг напротив друга, может доходить до демпинга и маркетинговых поединков в стиле «принеси абонемент другого зала и получи скидку 50%».
«Важно понимать, что это рынок с растущим спросом. Сейчас максимум 2–4% населения Минска (в регионах – еще ниже) занимаются фитнесом. Есть возможность привлекать новых людей, открывать мир здорового фитнеса тем, кто еще никогда не тренировался, а не переманивать их из другого зала», – поясняет учредитель сети фитнес-центров Lifestyle.
На рынке можно наблюдать «миграцию» из старых клубов с «подуставшими» залами в современные объекты.
Также теряет смысл и «гигантомания»: в тренде не огромные махины, а средних размеров фитнес-центры с залами для кардионагрузок, силовых тренировок, групповых занятий, пилатеса, единоборств, душевыми и иногда сауной.
«Интерес вызывают современные клубы с достаточным пространством, широким выбором направлений и повышенным комфортом. Многие хотят достаточно просторные залы, разнообразия в групповых программах, свободные раздевалки и некоторые дополнительные возможности», – обращает внимание Мария Бахвалова.
Она отмечает, что маленькие залы и студии «у дома» тоже пользуются спросом, но в основном это характерно для районов, где нет более крупных комфортных клубов.
Меняется и подход к тренировкам. Он становится более индивидуальным.
«Спортсмены в работе с обычными людьми часто могут сделать только хуже, если тренируют их в своей парадигме и не обучались тому, как начать работу с диагностики, выстраивания двигательных навыков. А уже затем переходят к постепенной нагрузке. И здесь еще предстоит прояснить и провести разграничение, где бодибилдинг и спорт, а где – улучшение фигуры и функциональности тела», – убеждена эксперт.
В фитнес пришли люди постарше
По статистике, сети Lifestyle, в фитнес-центры обычно ходят в возрасте от 25 до 40 лет, но в последнее время стало больше людей старшего возраста. Можно встретить тех, кто тренируется и в 75 лет. Их, в частности, привлекают занятия по суставной гимнастике. Для каждой аудитории – свои подходы и программы.
Доля мужчин и женщин в тренажерном зале примерно одинаковая, а вот групповые занятия на 90% посещают девушки. Многое зависит от самих клубов: в одни ходят качки, в другие – студенты, в третьи – девушки «из Instagram», в четвертые – семейные люди.
Что интересно, айтишников в фитнес-центрах стало меньше. Зато пришли другие офисные работники.
Средний чек – Br132, но можно и за Br83
Стоимость абонемента зависит от расходов фитнес-клубов и зарплат сотрудников. Месячный безлимит в среднем на рынке сейчас стоит Br132. В квартальном абонементе он составит уже Br107 в месяц, а в годовом – всего Br83.
«Возможно, еще остался миф, что фитнес – это дорогое удовольствие, но это отнюдь не так. Если правильно выбрать абонемент, то можно тренироваться где-то за Br80 в месяц. Безусловно, есть категории людей, для которых и эта сумма не вписывается в семейный бюджет, но это немного в сравнении с затратами на еду, досуг и прочие удовольствия», – заверяет эксперт.
При том в Беларуси не хватает успешных фитнес-франшиз.
«Белорусский рынок готов к качественной франшизе в сфере фитнеса. Я перфекционист, воспринимаю понятие франшизы так, как разбирали на учебе в MBA на примерах крупных корпораций: как полноценную работающую систему, бизнес-процессы, четкие требования и правила, а не просто название, брендбук и контакты «, – объясняет Мария Бахвалова.
Она уверена: так как рынок растущий, такая франшиза наверняка появится.