Оформление транспорта на границе Беларуси и ЕС выполняется с задержкой, а нагрузка на пока еще действующие пункты пропуска очень выросла.
Как поменялась ситуация на границе после закрытия двух литовских пункта пропуска и что будет, если закроется еще и латвийский, Tochka.by рассказали в пресс-службе Госпогранкомитета.
Литва: очереди выросли в три раза
С 18 августа на белорусско-литовской границе не работают два из шести пункта пропуска: «Шумскас» (на белорусской стороне – «Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»).
В ГПК отметили: нагрузка на оставшиеся КПП выросла: очереди легкового транспорта на въезд в Литву увеличились на отдельных маршрутах почти в три раза, а грузовиков – в полтора.
Белорусская сторона, как заверяет погранслужба, готова оформлять транспорт сверх нормы, но это в одностороннем порядке не может решить проблему с очередями.
«Литовские контрольные службы как оформляли, так и продолжают оформлять транспорт с задержками, несмотря на собственные заявления о перенаправлении сотрудников закрытых погранпереходов на другие маршруты», – заявили в Госпогранкомитете.
Ранее литовские власти обещали увеличить пропускную способность «Мядининкая» за счет высвободившегося ресурса, но на самом деле пропускная способность в августе была ниже: пропускали только 22% грузовиков и 50% легковых машин.
В итоге фур пропустили в два раза меньше нормы, а обычных авто – в шесть.
«То есть при нормализации работы литовской стороны этих очередей не было бы в принципе», – отметили в ГПК.
Польша: один пункт пропуска для легковых авто
На польском направлении для легковых автомобилей работает единственный погранпереход – «Тересполь» (на белорусской стороне – «Брест»). В выходные здесь скопилось 400 легковушек. Приходилось ждать оформления несколько суток.
«Однако даже в такой критической ситуации польская сторона продолжала пропускать не более 30% от нормы, искусственно поддерживая напряженность на границе», – заявили в Госпогранкомитете.
Латвия: два пункта пропуска, один закроют?
В сентябре Латвия тоже заявила, что подумывает закрыть один из двух пунктов пропуска на белорусской границе – из-за мигрантов.
В ГПК подчеркнули: уже после закрытия польских и литовских КПП часть машин перестроила маршруты следования в ЕС – через Латвию. Пока очередей на въезд в Латвию на белорусской стороне не фиксируется.
«Однако заявления должностных лиц Латвии о возможном закрытии пункта пропуска «Силене» (с белорусской стороны – «Урбаны») на границе с Беларусью негативно скажется на пропускной способности латвийского направления», – отметили в ГПК.
Пропускная способность «Селене» – 200 единиц грузового и 300 единиц легкового транспорта в сутки. Если его закроют, на белорусско-латвийской границе останется только один пункт пропуска «Патерниеки (с белорусской стороны «Григоровщина»), нагрузка на который увеличится в разы, что приведет к очередям.
«Парадоксально и абсурдно, что сопредельные страны ЕС осознают и прогнозируют негативные последствия своих решений по закрытию пунктов пропуска, но продолжают заявлять о все новых ограничениях на границе в ущерб интересам собственных граждан и грузоперевозчиков. По сути, наши соседи целенаправленно проводят политику по экономической и социальной изоляции», – считают в ГПК.
Напомним, в конце августа Польша, Литва и Латвия договорились о возможной полной изоляции Беларуси: границы могут закрыть в случае вооруженного инцидента или прорыва нелегальных мигрантов.