Депрессивный Пьеро, Винни Пух с СДВГ, Гарри Поттер с мигренями или болеющая мама — нередко образы из детства влияют на возникновение впоследствии головных болей, хронических болей в спине и болезненных менструаций.
Об этом рассказал доктор мед. наук, профессор, директор Академии Национальной ассоциации экспертов по коморбидной неврологии Андрей Рачин (Москва).
Неблагоприятное детство и боль у детей
Боль — это всегда персональное переживание, содержащее эмоциональный компонент и отражающее личный опыт человека, на который в разной степени влияют биологические, психологические, социальные факторы.
Каждый из этих факторов играет весомую роль. И болевые переживания ребенка во многом зависят от того, какая у него семья, какие традиции в этой семье, испытывает ли папа либо мама боли, есть ли эмоциональная напряженность в семье.
Замечали, что когда в семье кто-то из родителей повышает голос, то ребенок начинает плакать? Таким образом создается фон, на базе которого может сформироваться алгический синдром (изменения в вегетативной нервной системе, т.е. болевой синдром) у ребенка.
В научной литературе есть такой термин: Childhood adversity (неблагоприятное детство). Австралийские ученые опубликовали недавно обзор исследований, где рассматривается взаимосвязь между детской психотравмой, неблагоприятным детством, негативными детскими переживаниями и риском развития дисменореи (болезненных менструаций), а в дальнейшем — появления хронической тазовой боли и болезненности при половых контактах.
Конечно, важны и обстоятельства первого полового контакта: в каком возрасте это произошло, в какой обстановке, насколько молодая женщина получила удовлетворение от этого контакта, насколько это соответствовало ее ожиданиям? Все это может повлиять на формирование хронического болевого синдрома.
Риск развития боли у ребенка формируется также в зависимости от ближнего окружения, от того, как часто члены семьи жаловались на боль в спине или головную боль.
Как сказки влияют на боль у ребенка
Какие книги читает ребенок, какие мультфильмы он смотрит, какими персонажами увлекается? Привлекает его дурашливость осла (друга Шрека) или вседозволенность мальчика, который остался один дома? Вряд ли такая ситуация возможна в реальности, чтобы ребенок был предоставлен сам себе, но даже заочное переживание может стать психологической травмой.
Винни Пух ассоциируется с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Пятачок страдает синдромом навязчивости — помните, как он несколько раз возвращался за шариком?
У Гарри Поттера описаны семь различных эпизодов головной боли, включая мигрень с аурой, без ауры, головную боль напряжения, тригеминальную невралгию (боль в области тройничного нерва), SUNCT-синдром (приступы односторонней головной боли со слезотечением). Откуда Джоан Роллинг взяла эти все описания? Есть мнение, что очень многие головные боли она испытывала сама, поэтому так точно передала ощущения на страницах своих книг.
Еще один сказочный персонаж Пьеро всем своим внешним видом показывает, что у него плохое настроение, отсутствие мотивации, и вообще он страдает депрессией.
Между тем депрессии у детей встречаются достаточно редко. Это могут быть эндогенные депрессии, которые являются следствием семейной предрасположенности. Очень часто детский организм копирует происходящее в семье, чтобы получить какую-то определенную выгоду. У ребенка появляется плаксивость, когда можно выпросить игрушку в магазине или какие-то преференции у родителей дома, или чтобы не пойти в школу. Такое явление может привести в дальнейшем к появлению дисфункциональных болевых синдромов (в первую очередь головной боли, боли напряжения).
Как семья влияет на возникновение боли у ребенка
Малыш видит маму, у которой болит голова. Папа дает ей лекарства. Став взрослым, этот ребенок придет в аптеку, где на витринах увидит большое количество лекарственных препаратов. Но подсознательно выберет старый препарат, который когда-то папа давал маме.
Сегодня он наблюдает, как папа реагирует на то, что у мамы болит голова: отворачивается, уходит в другую комнату, занимается своими делами или проявляет гиперопеку. Все это влияет на болевое воспитание, на болевой опыт и в итоге определяет болевое поведение ребенка.
Роль ближнего окружения очень важна. К примеру, у ребенка заболела голова. Он позвонил маме, и та сказала идти домой (или приехать к ней на работу), открыть ящик, выпить такое-то лекарство. Ребенок считывает все эмоции, которые проявляет мама. Он чутко реагирует на них и просчитывает, как можно воспользоваться этим в ближайшее время. И он может думать, что обманул взрослого человека, даже если на самом деле это не так.
В этой связи нужно оценивать боль как многокомпонентную реакцию, которая развивается по одной или нескольким программам поведения в соответствии с индивидуально ориентированной когнитивно-аффективной оценкой организма. Усвоенный образ боли определяет болевое поведение: мимику, голос, позу, напряжение мышц.
Лимбико-ретикулярный комплекс (группа структур мозга, которая отвечает за эмоции, внутренние процессы и реакции на внешние раздражители) играет важную роль в регуляции работы вегетативной нервной системы (изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, работы ЖКТ, гипергидроз), в регуляции цикла сон-бодрствование, регуляции менструального цикла у девушки.
Источник: 24health.by