Что будет с техосмотром в 2024 году? Большое интервью с гендиректором УП «Белтехосмотр»
Традиционно декабрь — месяц подведения итогов. Встречи с Юрием Ленчевским, директором УП «Белтехосмотр», для av.by уже можно назвать доброй традицией.
Сегодня расскажем, что нового ожидать автолюбителям на станциях ГТО в 2024 году, озвучим статистику и поясним, почему в организации самым серьёзным образом настроены отказаться от бумажных разрешений.
— Юрий Станиславович, расскажите о главных цифрах 2023 года, касающихся техосмотра.
— На сегодня нами выдано немногим более 1 490 000 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. С учётом динамики представления транспорта на диагностические станции можно прогнозировать, что данная цифра по итогам года составит около 1 520 000 разрешений. Много это или мало? К примеру, за 2021 год выдано 1 592 354 разрешения, а за 2022-й — 1 340 584.
График взят с сайта gto.by
— Самый ажиотажный месяц в 2023 году — апрель! Мы выдали 160 463 разрешения, из них 21 706 единиц для юрлиц и 138 757 — для физлиц. К слову, у нас на сайте любой желающий может посмотреть статистику по каждому месяцу. Дело в том, что УП «Белтехосмотр» владеет 22 станциями, а вообще в стране их 230. Но именно на нашем сайте мы аккумулируем всю информацию.
График взят с сайта gto.by
— На конец 2022-го в личной собственности граждан находилось 2 974 303 легковых автомобиля. Возможно, у вас есть актуальные данные за 2023 год: сколько из них машин с «дозволом»?
— Мы располагаем такой же информацией, что и вы. Актуальных данных по 2023-му у нас нет. В отношении физических лиц за 11 месяцев 2023 года выдано 1 197 225 разрешений. Но нужно учесть, что сюда входят все транспортные средства физлиц, не только легковые автомобили. То есть это и прицепы, грузовые авто, автобусы, мотоциклы.
— Камеры, следящие за техосмотром, напугали всех водителей! Как это работает сейчас? Неужели все фиксируют отсутствие ТО?
— Данный вопрос не совсем в нашей компетенции… Однако могу сказать, что было поручение от правительства заняться детальной проработкой этой темы «Белтелекому», так как компания является самым крупным держателем видеокамер в стране. Ещё в 2022-м мы обращались к ней по вопросам взаимодействия, но только в ноябре 2023-го состоялось совещание на базе МВД.
— Там представители «Белтелекома» озвучили, что они начинают разработку специального ПО для того, чтобы их камеры также могли фиксировать это нарушение (отсутствие техосмотра. — Прим. авт.). Вы только вообразите охват: заправки, перекрёстки, все улицы! Из этого можно сделать вывод, что не все камеры в стране пока что фиксируют отсутствие техосмотра. Но работа в этом направлении определённо идёт.
— А как работают такие камеры: всегда фиксируют отсутствие ТО или только тогда, когда автомобиль превышает разрешённую скорость?
— Зависит от камеры. Современные устройства могут отслеживать автомобили в потоке, проверяя их по различным электронным базам в режиме онлайн. А вот старые камеры сразу видят нарушения скоростного режима, после чего номер авто проверяется ещё и по базам.
— Как у вас сейчас налажена работа с ГАИ?
— В рамках заключённых соглашений мы предоставляем Госавтоинспекции в режиме реального времени информацию о полученных автовладельцами разрешениях на допуск к участию в дорожном движении. В декабре ГАИ проведёт доработку информационной системы (интервью проводилось в конце декабря. — Прим. ред.). До конца года они планируют её запустить для того, чтобы другие заинтересованные лица (в том числе и мы) могли получать своевременную информацию об изменениях в регистрации ТС.
— С 2018 года в Беларуси была реализована возможность переносить отметку о ТО, если срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении не истёк. Однако в настоящее время больше такая услуга не предоставляется! Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент.
— Работа застопорилась как раз потому, что Госавтоинспекция дорабатывает свою информационную систему, после этого будет проведено улучшение нашей системы. На этот, так сказать, переходный период нами была предложена автовладельцам услуга по изменению информации о выданном разрешении. То есть по заявлению клиента в письменной форме мы в информационной базе актуализируем сведения о транспортном средстве, его регистрационных документах. Ещё один момент, на который также следует обратить внимание, — это смена собственника транспортного средства. В принятой и вступившей в силу редакции Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630, норма о переносе отметки в случае смены собственника транспортного средства отсутствует.
— Два года назад для удобства получения ТО были отменены некоторые документы. Так, сейчас не нужно оформлять сертификат о прохождении техосмотра, не требуются талон к водительским правам и медсправка для прохождения техосмотра. Также инспекторам ГАИ больше не надо оставлять отметки о нарушениях ПДД в талоне к в/у. Какие изменения ждут водителей в 2024-м?
— Начну с того, что это не мы вносили изменения, а МВД. В рамках работ по цифровизации они убрали техталон, в который записывались результаты техосмотра, убрали талон к водительскому удостоверению, где ставилась отметка о нарушении ПДД. В том числе было изъято из документов разрешение на допуск к участию в дорожном движении — «дозвол». По ПДД водитель не обязан предоставлять этот документ инспектору ДПС.
— Информацию из свидетельства о регистрации транспортного средства мы также планируем получать от Госавтоинспекции в электронной форме, что также исключит необходимость его представления на бумажном носителе (за исключением случая регистрации транспортного средства до 1 января 2008 года).
— Также диагностическая карта транспортного средства была переведена в электронный формат. Теперь это промежуточный документ, который может быть напечатан по требованию автовладельца — например, для пересечения границы или каких-то других нужд. Но для получения разрешения его бумажная версия нам не нужна. Нам поступает информация о результатах контрольно-диагностических работ в режиме реального времени от диагностической станции.
— Стоимость услуг диагностических станций несколько увеличилась с начала 2023-го (до 36,90 руб. — Прим. авт.). Планируется ли изменение стоимости в 2024 году?
— Про изменение стоимости сказать ничего не могу, так как каждый собственник диагностической станции формирует свою экономически обоснованную стоимость контрольно-диагностических работ. К примеру, стоимость гостехосмотра на диагностических станциях нашего предприятия составляет (с 01.09.2023):
Цена, руб. | Тип авто | Колёсная формула |
38,70 | Легковой автомобиль с двигателем, работающим на бензине | 4 × 2 |
40,40 | Легковой автомобиль с двигателем, работающим на бензине | 4 × 4 |
39,50 | Легковой автомобиль с двигателем, работающим на дизельном или газовом топливе | 4 × 2 |
42,50 | Легковой автомобиль с двигателем, работающим на дизельном или газовом топливе | 4 × 4 |
28,90 | Легковой гибридный автомобиль или электромобиль | 4 × 2 |
30,80 | Легковой гибридный автомобиль или электромобиль | 4 × 4 |
— Ещё нужно отметить, что данная стоимость хоть и общая для всех наших станций, но в зависимости от региона у нас могут быть (и практикуются) скидки. О них можно узнать либо на нашем сайте, либо в наших социальных сетях.
— Насколько нам известно, до 2021 года данные о пробеге ТС вносились в электронную базу со слов владельца авто. В настоящее время что-то изменилось? Возможно, сотрудники станций снимают показания одометра самостоятельно?
— Да, действительно, ранее практиковался такой подход — записывали километраж со слов автовладельца. И он был субъективным. Думаю, спроси у любого автовладельца про пробег — он не назовёт вам точную цифру, если, конечно, не готовился к вопросу специально.
— При этом следует отметить ещё один момент. Потенциальные покупатели заинтересованы в получении объективных данных о приобретаемом автомобиле, в том числе и о пробеге, не корректировался («скручивался») ли он.
— Поэтому в рамках техпроцесса проведения гостехосмотра с целью обеспечения актуальной и объективной информацией сегодня сотрудники станций должны самостоятельно проверять показания одометра и вносить их в программу.
— Существует ли до сих пор эксклюзивная услуга «Комфортный техосмотр»? Сколько человек ею воспользовались?
— Да, существует. И если раньше данная услуга была доступна только в городе Минске, то сейчас мы расширили географию, теперь её оказывают ещё и в Бресте, Витебске, Гродно и Могилёве. Кстати, за чертами столицы на данную услугу с января будет действовать скидка 20%. Новость об этом мы скоро опубликуем на нашем сайте. «Комфортным техосмотром» в 2023 году воспользовались два автовладельца в городе Минске.
— С электронным полисом страхования линию техосмотра можно пройти? Или всё же при наличии электронной версии страховки нужно при себе иметь физическую?
— Необходимо уточнить, что в рамках контрольно-диагностических работ (КДР) полис страхования и ранее не требовался. Согласно действующему законодательству работнику диагностической станции предоставляются водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории собственника (владельца) и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт).
— В этом году было анонсировано, что электронные разрешения о прохождении техосмотра начнут выдавать белорусским автовладельцам с января 2024 года. Всё ли в силе и как это будет выглядеть?
— Безусловно. Данная работа проводится в рамках поручений правительства Республики Беларусь. В настоящее время завершается разработка необходимого программного обеспечения. Электронная услуга будет доступна на Едином портале электронных услуг. Автовладельцу через личный кабинет необходимо будет заполнить заявление, приложить (при необходимости) копию техпаспорта и произвести оплату. Образец заявления, предложенный нами для использования на портале, предельно прост и не должен вызвать каких-либо сложностей.
— Также для данной работы требуется соответствующая правовая основа: это и указы президента, и постановления правительства и министерства. Органом-регулятором (в данном случае это Министерство транспорта и коммуникаций) должны быть подготовлены и в установленном порядке внесены необходимые изменения и дополнения в нормативные правовые акты в соответствующей сфере.
— Сколько за последний год зарегистрировано ДТП, непосредственной причиной которых стала техническая неисправность транспортного средства?
— В МВД практика такая: ведётся статистика лишь ДТП, где есть пострадавшие. На различных форумах приводятся цифры о происшествиях с авто, не прошедших техосмотр, только если пострадали люди. Мы же в 2023 году запросили у ГАИ информацию о том, сколько всего произошло ДТП за 2022-й, и уже сами проверили все машины на наличие пройденного ТО. Считать только аварии, в которых были пострадавшие, — это не совсем корректно. Где гарантия того, что в следующий раз водитель снова отделается лёгким испугом?
— За 2022 год произошло 3 186 учётных ДТП (т. е. происшествий, в которых пострадали или погибли люди), в том числе 37 по вине водителей, управлявших транспортными средствами с технической неисправностью. А если говорить об анализе парка подвижного состава, собранного из участников ДТП, то тут мы установили, что из 4 242 транспортных средств 38% (1 529) не имели разрешения на допуск.
— На ваш взгляд, регулярное прохождение ТО гарантирует безопасность техсостояния автомобиля?
— Безусловно! Автовладелец при всём желании не сможет самостоятельно проверить все системы, узлы, агрегаты, проходящие контроль при гостехосмотре. Ведь нами проводится проверка как органолептически, то есть с помощью органов чувств, так и инструментально — с использованием средств технического диагностирования (например, тормозных стендов, детекторов люфтов), которых зачастую на обычных станциях техобслуживания просто нет.
— Ещё нужно отметить, что стоимость гостехосмотра с учётом объёмов проверок не такая уж и астрономическая. Может, кто-то просто не находит времени…
— А какие-то новые услуги можете анонсировать уже сейчас?
— Основные наши усилия, конечно же, сконцентрированы на переводе разрешения в электронный формат. Здесь же можно отметить наше мобильное приложение для смартфонов: в нём есть личный кабинет с возможностью привязать транспортное средство и отслеживать сроки действия разрешения, онлайн-запись на гостехосмотр с картой станций и другие функции. Статистика по скачиваниям приложения на данный момент такая: Android — 3 585 скачиваний, iOS — 1 274.
— Наше предприятие активно использует социальные сети: Telegram, Instagram, Twitter, Facebook. Был создан и наполняется новыми сюжетами канал на YouTube. Осуществляется работа по другим направлениям с учётом потребностей автовладельцев в конкретном регионе: регулировка фар, компьютерная диагностика автомобилей, регулировка развала-схождения колёс, обслуживание тахографов, шиномонтаж и сезонное хранение шин, аренда прицепов (грузоподъёмностью до 500 кг в Гродно и Витебске), аренда помещений в Минске, Гродно, Мстиславле.