Водителям на заметку: что учитывают суды при разрешении страховых споров при ДТП?

АвтоПроисшествия
Поделись с друзьями

Отношения, связанные с ответственностью владельцев транспортных средств (ТС), занимают значительное место в обязательствах, возникающих из-за причинения вреда. Использование ТС в дорожном движении создает повышенную опасность для окружающих и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда как жизни и здоровью граждан, так и имуществу физических и юридических лиц. О некоторых аспектах разрешения споров, вытекающих из отношений по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, специально для БЕЛТА рассказал председатель суда Первомайского района Минска Евгений Чадюк.

что учитывают суды

В целях совершенствования государственного регулирования страховой деятельности был принят указ No530 от 25 августа 2006 года «О страховой деятельности», которым утверждено положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. В нем определены порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. В последующем положение претерпело значительные изменения, и с 1 июля 2014 года порядок и условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО) регулируется главой 13 этого положения.

За возмещением вреда — в суд

Учитывая значительное количество страховых споров и многочисленность возникающих в практике особенностей их разрешения, в статье будут раскрыты лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в судебной практике и не связанные с требованиями страховых организаций о взыскании суммы выплаченного страхового возмещения.

Так, споры, вытекающие из отношений по страхованию и по регулированию страховой деятельности, разрешаются в судебном порядке. В соответствии с п.179 положения вред, причиненный потерпевшему, возмещается страховщиком, а в случаях, определенных в Уставе Белорусского бюро по транспортному страхованию, — Белорусским бюро в соответствии с актами законодательства в пределах установленных лимитов ответственности.

Лимиты ответственности по этому виду страхования за вред, причиненный в результате ДТП, установлены в п.1.2 указа No531 от 25 августа 2006 года (в редакции от 25 октября 2022 года). В случае вреда жизни или здоровью потерпевшего это 10 тыс. евро, из них не более 4 тыс. евро — на возмещение расходов, связанных с погребением потерпевшего, лицам, понесшим эти расходы. Если вред причинен имуществу потерпевших, — 10 тыс. евро.

В судебной практике были случаи, когда истец (потерпевший в ДТП) выбирал ненадлежащий способ защиты — предъявлял иск о возмещении причиненного ТС в результате ДТП вреда непосредственно к причинителю вреда при наличии заключенного договора ОСГО.

Вместе с тем, если у обоих участников ДТП нет договоров страхования ОСГО, а также если факт причинения вреда в силу п.158 положения не относится к страховому случаю, то потерпевший может требовать возмещения вреда на основании общих правил, установленных Гражданским кодексом (в частности, ст.933 ГК).

По этим же правилам разрешаются споры, если страхового возмещения, выплаченного в пределах установленного лимита ответственности, недостаточно для полного возмещения вреда. В таком случае разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещается лицами, ответственными за причинение вреда (ст.941 ГК).

Как определяется размер страховки

При этом следует обратить внимание на следующее. Пунктом 187 положения, в частности, закреплено, что в случае повреждения транспортного средства размер страхового возмещения определяется стоимостью восстановительного ремонта этого транспортного средства на день наступления страхового случая за вычетом стоимости обновления. Под стоимостью обновления понимается разница между стоимостью новых деталей и стоимостью деталей за вычетом износа при замене поврежденных деталей на новые. При этом в случаях, определенных в частях третьей и четвертой указанного пункта, при замене поврежденных деталей рулевого управления, тормозной системы, систем активной безопасности по утверждаемому Белорусским бюро перечню при расчете стоимости восстановительного ремонта устанавливается нулевое значение износа поврежденных деталей.

Таким образом, если разница между стоимостью ремонтных работ по восстановлению автомобиля и суммой страхового возмещения, выплаченного страховой организацией в пределах лимита ответственности, образовалась в результате обновления заменяемых запасных частей (за исключением замены поврежденных деталей рулевого управления, тормозной системы, систем активной безопасности по утверждаемому Белорусским бюро перечню), то такая разница возмещению с лиц, ответственных за причинение вреда, не подлежит.

Это обусловлено тем, что процент износа вещи (имущества) в результате эксплуатации не является вредом, возникает в процессе ее использования, не зависит от действий причинителя вреда, поэтому не может быть с него взыскан.

Размер возмещения должен соответствовать размеру вреда на момент его причинения, то есть размер вреда имуществу определяется исходя из стоимости имущества на момент повреждения с учетом его износа (амортизации).

Как действовать, чтобы не отказали в выплате страховки

Следует также обратить внимание на случаи, когда страховые компании отказывают в выплате потерпевшему страхового возмещения из-за неустановления виновного в ДТП лица. Зачастую такая ситуация возникает, когда начатый административный процесс по делу об административном правонарушении в отношении одного из участников ДТП прекращается в связи с истечением сроков наложения административного взыскания.

Это вызвано тем, что в соответствии с п.194 положения тот, кто претендует на получение страхового возмещения, обязан письменно заявить о ДТП в страховую организацию (свою либо причинителя вреда) и приложить к заявлению, в том числе справку, выданную ГАИ МВД в установленном порядке. В такой справке должны быть в том числе указаны сведения о потерпевших и причинителе вреда в этом ДТП, а также выраженное в письменной форме согласие участника дорожно-транспортного происшествия с тем, что он является причинителем вреда в этом ДТП.

Следует отметить, что постановление по делу об административном правонарушении не имеет для суда, рассматривающего гражданско-правовой спор, преюдициального значения. Поэтому факты, установленные по делу об административном правонарушении таким постановлением, не могут быть положены в основу решения, а проверяются и оцениваются судом в совокупности с иными доказательствами по делу. При этом суды всесторонне исследуют обстоятельства ДТП, правомерность действий его участников с точки зрения соблюдения ими ПДД, дают правовую оценку действиям каждого участника, устанавливают того, кто виноват в столкновении ТС и причинении вреда. Исходя из установленного и разрешают спор.

Между тем, страховому возмещению не подлежат моральный вред, упущенная выгода либо утрата товарной стоимости транспортного средства. Такие споры разрешаются на основании общих правил, установленных ГК.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.