Гродненские любители ретротехники возвращают к жизни отслужившие экземпляры

АвтоОбщество
Поделись с друзьями

В Гродно любители старинной техники объединились в клуб. Энтузиасты способны вернуть к жизни отслужившие свой срок средства передвижения, сохранить музейные и коллекционные экземпляры. 

Ещё двадцать лет назад гродненские реставраторы старой автомобильной техники советского автопрома, а также единичных экземпляров редких американских и европейских автомобилей и даже списанной военной техники восстанавливали её в собственных или арендованных гаражах, бесхозных сараях и просто под временными навесами, пишет Телеканал «Гродно Плюс»

Ситуация изменилась, когда увлечённый этим делом гродненец Сергей Мукасей получил в наследство дом от родителей почти в центре города. Зданию в секторе частной усадебной застройки больше чем полвека. Снеся старый полуразваленный сарай, в котором когда-то родители держали живность, он, человек с руками и головой, построил из блоков сарай, вырыл смотровую яму. Здесь образовалась просто идеальная автомастерская с полным набором инструмента и различных приспособлений. К тому же, Сергей придумал несколько станочков, которые могут гнуть, точить, сверлить, шлифовать.

Замечу, что любовь к старой технике у него с юных лет. Начинал с восстановления «Москвича», затем реанимировал «Победу», которая ждала этого момента 20 лет. Пришлось попотеть над правительственным автомобилем ЗИМ, на котором в своё время ездил крупный московский чиновник. А чего стоило восстановить вездеход ЛуАЗ, собранный на базе автомобиля «Запорожец»! Вскоре о мастере-самоучке пошла молва по городу и за его пределами. К нему начали обращаться такие же фанаты за советом и практической помощью. Не секрет, что для восстановления одного автомобиля как минимум требуется три, а иногда и больше «доноров», но таковых с каждым годом становится всё меньше. Поэтому у реставраторов связи ограничиваются не только пределами Беларуси, но и всей бывшей необъятной страны, а также соседних Литвы, Латвии, Польши, где такие машины ещё можно найти на задворках.

И вот однажды у единомышленников родилась мысль создать в Гродно свой авторетроклуб, ребята попросили Сергея Мукасея взять в свои руки инициативу.быть Судьба свела его с тезкой – Сергеем Поповичем из городского центра культуры. Тот и сам оказался любителем старой техники, к тому же он байкер, помогал в своё время созданию и становлению в городе байкерского клуба «Носороги».

И в 2010 году горисполкомом регистрируется культурно-исторический автомотклуб «Винтаж» при ГУ «Центр культуры Гродно». Первоначальный его костяк составил примерно полтора десятка реставраторов и владельцев редких экземпляров техники.

Название «Винтаж» также родилось не спонтанно. Заглянули в энциклопедию и удивились самым неожиданным значениям этого слова: от виноделия до обозначения старинных, хорошо сохранившиеся и функционально пригодных в современном мире механизмов и инструментов. В широком смысле — любые предметы, выполненные из высококачественных и дорогих материалов с использованием ручного труда мастера. Это как раз и предопределило название клуба.

Теперь перед членами клуба встала задача создать свою базу для восстановления техники. И тут их поддержал Гродненский горисполком, предоставив «Винтажу» пустующие здания в бывшем военном городке на улице Лидская. Ребята организовали несколько субботников, вставили окна и двери, подлатали крышу. Но радость их была преждевременной. Вскоре стало известно, что военный городок пойдет под снос, на его месте будет застраиваться жилой район.

Но, как говорят, своих не бросают. Тем более, что «Винтаж» начал активно участвовать в важных городских мероприятиях, выставляя свою технику на всеобщее обозрение гродненцев и гостей города. Значимые праздники, будь то открытие реконструированной улицы, Республиканского фестиваля национальных культур, Дня Победы, Дня города, без участия «Винтажа» не обходился. Поэтому принимается решение перевести клуб в здание бывшего учебно-производственного комбината Октябрьского района на улицу Поповича,50. Благо, там сохранилась хорошая материальная база и идеальные условия для восстановления авторетротехники. Одновременно туда же переехал и байкерский клуб «Носороги».

Техника у клуба разнообразная, в основном её возраст от 40 до 50 лет и старше. Стало больше появляться мотоциклов. Особенно дорожат здесь приобретением мотоколяски «ИЖ», которую после выхода кинофильма «Кавказская пленница» прозвали «моргуновкой». Нашли её в Щучинском районе практически полуразрушенной, но восстановили и удивили горожан пробежкой этой чудо — техники по улицам Гродно. Стоит упомянуть автомобиль «ЗИМ» 1951 года выпуска, «Победа», сошедшей с заводского конвейера в 1948 году, единственный в Гродно «Москвич-400» 1949 года выпуска. Автомобилю «ГАЗ-69», который участвует в пробегах, уже пошёл восьмой десяток лет.

Есть в коллекции клуба немало редких экземпляров мотоциклов: минский мотоцикл М1М 1950 года выпуска, скопированный с немецкого DKW, а также восстановленный венгерский мотоцикл «Паннония».

Сергей Мукасей о каждой машине может рассказывать долго и увлечённо. К примеру, история автомобиля ГАЗ-20 «Победа». Нашел он машину вкопанной колёсами в землю 20 лет назад. Столько же лет «Победа» ожидала очереди на реставрацию, поскольку трудно было найти для неё двух «доноров». Сейчас «Победа» – украшение ретропарка клуба, она открывала реставрированный участок городской улицы Победы. Автомобиль «Волга», найденный в плачевном состоянии, ждал реставрации 14 лет, пока не подобрали комплект запчастей. Кстати, на реставрацию «Победы» ушёл ровно год, «Волгу» вернули в прежнее состояние за семь месяцев. Вся эта техника на ходу.

Сегодня клуб живёт ожиданием тёплых весны и лета, чтобы показать свои работы на улицах города и порадовать гродненцев. Для «Винтажа» это целый ритуал – необычная и уже узнаваемая колонна техники движется в сопровождении музыкантов клуба. Таким авто завидуют даже владельцы современных «крутых тачек».

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля