«Мама, я не хочу в школу». Как помочь первокласснику адаптироваться к новой жизни?

Общество
Поделись с друзьями

Первый раз в первый класс — это событие, которое запоминается на всю жизнь. Но родителям не стоит забывать, что новый этап для ребенка — это не только цветы и праздничная линейка 1 сентября, но и возможный серьезный стресс.

Как помочь первокласснику

OL обсудил с психологом и педагогом, как семья и школа могут (и должны) помочь малышу в адаптации к новой жизни.

ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Легче адаптируются к школе, конечно, те дети, которые ходили в детский сад, говорит психолог, специалист в области когнитивно-поведенческой терапии, директор «Центра комфортного общения» для детей и подростков Наталья Шеина. Эти малыши уже знают, что такое большой коллектив, взрослый, которого нужно называть на «вы» и слушать, как проходят организованные занятия и как себя на них вести. «Домашним» детям может быть сложнее — если, конечно, родители не водили их на «подготовишку».

— Но и для самого подготовленного ребенка начало школьной жизни может стать стрессом, — предупреждает психолог. — Ведь даже осознанные взрослые тревожатся перед переходом на новую работу: там новый коллектив, начальник, задачи — все ли хорошо сложится? Малышу еще страшнее: он в принципе еще не имеет опыта смены коллектива и значимого взрослого.

Самое главное, говорит Наталья Шеина, относиться к чувствам ребенка очень бережно: настраивать его на позитив, терпеливо отвечать на миллион вопросов, найти время заранее познакомить ребенка со зданием школы, по возможности — с педагогом, проиграть всевозможные бытовые ситуации.

— Ребенку стоит рассказать, например, как попроситься в туалет на уроке, к кому обратиться за помощью, если ты облился чаем в столовой и т. д. Взрослым кажется, что это совершенно понятные вещи, но дети с такими задачами ранее не сталкивались.

Психолог советует перед 1 сентября играть дома с ребенком в «школу» и во время этого, например, ненавязчиво научить его правильно обращаться к педагогу — на «вы», по имени и отчеству, почитать с ним вместе детские книги о школьной жизни и т. д.

— Еще очень важно помочь ребенку подготовить «самопрезентацию» — краткий рассказ, который поможет ему знакомиться с одноклассниками. Часто ребенок просто не знает, что сказать новому другу о себе, и очень расстраивается из-за этого.

СМАРТФОН — НЕ НУЖЕН

Также Наталья очень советует родителям не покупать или не давать первокласснику в школу смартфон: объективно он ему там не нужен, а вот навредить адаптации может.

— Сейчас школьники сдают смартфоны на время уроков, но на перемене могут ими пользоваться. Если первоклассник во время адаптации будет сидеть в смартфоне на перемене, он не будет общаться с другими детьми и налаживать социальные связи. А ведь первый месяц самый важный для коммуникации: все на одном уровне, никто никого еще не знает, нет лидеров и т. д. Лучшее время проявиться и найти друзей, вместе поиграть, пораскрашивать.

Аргументы родителей: мол, если что-то случится, ребенок должен иметь возможность им позвонить, Наталья Шеина считает немного надуманными, хоть и понимает их тревогу.

— Школа в Беларуси устроена так, что если, не дай бог, случится что-то, о чем родители должны знать, то им обязательно позвонят. Дети же часто звонят маме по любому пустяковому поводу: например, одноклассник ластик забрал. И получается, что дети уже давно и ластик поделили, и снова подружились, и даже забыли об этой ситуации, а мама вся на нервах несется в школу.

НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В КАЖДУЮ ПУСТЯКОВУЮ СИТУАЦИЮ

Как помочь первокласснику

Наталья уверена: спокойствие ребенка в первую очередь зависит от спокойствия родителей — так что победить тревогу нужно в первую очередь им, а ребенок сам скопирует.

— Поменьше негатива и ожидания проблем. Обращайте внимание даже на формулировки вопросов, которые вы задаете детям. Не стоит спрашивать: «У тебя все хорошо? Тебя никто не обидел?» Вы настраиваете его на негатив. Поставьте вопрос в позитивном ключе: «Что хорошего сегодня у тебя произошло?» Поверьте, если произошло и плохое, ребенок вам обязательно расскажет, но учите его видеть в первую очередь хорошее.

Считается, что встроить ребенка в социум — это задача именно школы. Но и родители могут играть в этом значимую роль. уверена Наталья.

— Постарайтесь выключить в себе режим гиперопеки. Дети спорят, ссорятся, дерутся — это нормальная социализация. За тем, чтобы все было в рамках, присмотрит педагог, не стоит бежать в школу при каждой жалобе ребенка. Вы должны обсудить с ним все ситуации — но вмешиваться в каждую не нужно.

Адаптация к школе, предупреждает специалист, у ребенка может длиться и весь первый год. В целом же привыкнет к новой жизни он примерно за три месяца — и только после этого периода родители могут делать какие-то серьезные выводы: например, понять, что у ребенка категорически не складываются отношения с одноклассниками или педагогом, он сталкивается с буллингом и т. д.

— Если не происходит ничего экстраординарного, я бы не советовала тревожиться раньше. Конечно, любого родителя расстроят слезы после раннего подъема («Мама, я не хочу идти в школу!»), но это, скорее всего, не более чем трудности адаптации — и они скоро закончатся.

«ПРАВИЛО БАБЫ-ЯГИ»

Как помочь первокласснику

«Домашку» первоклассникам в белорусских школах обычно не задают. Если ребенок не успевает что-то сделать на уроке, учитель может попросить закончить задание дома. Наталья Шеина обращает внимание родителей, что это не обязанность ребенка — всего лишь рекомендация педагога. Поэтому бросаться выполнять все в тот же вечер, если у ребенка нет настроения, точно не стоит.

— Подождите выходных, заинтересуйте малыша — и, если он хочет (это самое важное!) писать прописи, пусть пишет. Если категорически не хочет — не заставляйте.

Гораздо важнее, чем заставлять и дома «учиться», дать ребенку отдохнуть после школы, уверена психолог: обязательно погулять с ним на улице, дать выбегаться, выговориться, поиграть дома в любимые игры.

— Есть прекрасное «правило Бабы-яги»: ты «добра молодца» вначале накорми, напои, печь ему вытопи, а потом уже подвигов от него жди. То же работает и с первоклассником, — смеется Наталья Шеина. — И пожалуйста, не нагружайте его в начале года сразу еще и десятью кружками: дополнительный китайский подождет. А когда малыш будет прыгать по лужам и искать червяков после дождя? Дайте ему возможность побегать: ребенок весь день сдерживал в школе свои эмоции, после занятий ему очень важно их выпустить.

Если решили все же взяться за «домашку», делайте перерывы каждые 10 минут, введите систему промежуточных наград за каждый выполненный этап — например, мотивационные наклейки. Покажите ребенку, что уроки — это не каторга со слезами, а легкие, почти игровые занятия.

— И никаких черновиков! — просит родителей Наталья Шеина. — Пусть первоклассник пишет так, как может: с ошибками, помарками, кривовато — но сам. Ничто так не вредит на начальном этапе, как родительский перфекционизм.

Также психолог советует не заставлять детей читать — а прививать им интерес к книгам понемногу и через то, что их действительно захватит.

— Любит ребенок Minecraft? Купите ему комиксы по этой игре. Постепенно он поймет, что из книг можно получать интересные знания, — тогда и будете предлагать что-то более серьезное.

И не забывайте, что малыши очень любят яркие игрушки, поэтому купите с ним вместе те канцелярские товары, которые он выберет сам: милые блокнотики, прикольные ручки, пенал с любимыми героями. Это будет мотивировать его идти в школу и получать удовольствие от процесса.

НЕ ОБСУЖДАЙТЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ РЕБЕНКЕ

Как помочь первокласснику

Адаптироваться ребенку помогает и школа. Как рассказала OL учитель начальных классов Светлана, сейчас учебный процесс выстроен таким образом, что в первый месяц учебы у первоклашек нет классических уроков — весь сентябрь посвящен введению в школьную жизнь.

— Это проходит в игровом и познавательном формате, мы рассказываем первоклассникам основы жизни в школьном коллективе: как знакомиться со сверстниками, общаться с учителями, из чего состоит школьный день и т. д. С октября начинаются уроки, которые длятся по 35 минут (чтение, письмо, математика, человек и мир, искусство, физкультура). У малышей большие перемены — от 15 до 25 минут, за это время они успевают отдохнуть и пообщаться, — говорит Светлана.

Также в течение всего года к первоклассникам на уроки иногда приходит школьный психолог — наблюдает за детьми со стороны. К этому специалисту может в любой момент обратиться любая семья, если ей кажется, что у ребенка есть сложности с адаптацией.

По мнению педагога, от учителей в адаптации зависит многое. Они должны быть эмпатичны, добры к малышам, обращать внимание на нюансы настроения и поведения, но все же большую роль играет именно семья.

— Как ребенка настроят дома — так он и пойдет в школу. Если переживают и тревожатся родители, это передастся и первокласснику. Поэтому обнимите малыша, улыбнитесь учителю, обсудите с ребенком школьный день с позитивным настроем — и все будет хорошо.

Светлана обращает внимание на очень важный момент: даже если родители недовольны учителем, никогда не стоит обсуждать его с плохой стороны при ребенке. Дело даже не в объективности или субъективности — педагоги, как и люди любой другой профессии, могут быть разными, — а в том, что ребенок слышит, что это «плохая тетя», искренне не понимает, зачем любимые родители отдали его «плохой тете» и, конечно, не хочет к ней идти.

— Все вопросы, просьбы и претензии нужно обсуждать с самим педагогом. Если не получается найти компромисс — с администрацией школы. Но не с ребенком — ему от этого будет еще тяжелее адаптироваться к новой жизни.

И никаких смартфонов в первом классе, поддерживает Светлана мнение психолога Натальи Шеиной. Игры в гаджетах отвлекают детей и отсекают возможность нормально коммуницировать с одноклассниками, а постоянные звонки родителям заставляют нервничать уже их.

— Не волнуйтесь: каждый учитель первого класса всегда на связи для родителей. А любые вопросы адекватные взрослые непременно смогут конструктивно решить вместе, — резюмирует Светлана.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля