Что делать, если вас просят заплатить за строительные работы, которые не выполнены?

Объясняет юрист

Консультации нотариусаОбществоСпецпроекты
0
0
Поделись с друзьями

Бывает, что в акте сдачи строительно-монтажных работ появляются пункты фактически не выполненные. С одной стороны, административная ответственность за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов законодателем исключена. С другой, должностное лицо субъекта хозяйствования в определенных случаях может быть привлечено к ответственности ввиду наступления некоторых последствий указанного нарушения. Как отстоять свои права, если вы видите, что не все строительные работы, описанные в акте, сделаны? Специально для рубрики «Страж права» ситуацию (по материалам судебного разбирательства) проясняет постоянный эксперт портала Newgrodno.by юрист Сергей Белявский. В конце публикации — видеоконсультация по теме.

Юридические аспекты

Давайте разбираться в терминологии.

Первое. Документ, в который должностное лицо вносит информацию о выполненных строительно-монтажных работах, называется акт сдачи строительно-монтажных работ формы С-2. Это первичный учетный документ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. N 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов»).

Второе. Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 (далее – акт формы С-2) включен в перечень первичных учетных документов в строительстве постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04. 2011 № 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве».

И третье. Статья 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), устанавливающая ответственность за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, исключена. Основание — пункт 130 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Как бизнесу в Беларуси из-за коронавируса снизить аренду — разбираем указ 143 (видео).

Таким образом, ответственность за нарушение порядка составления (оформления) акта формы С-2 законодательством на настоящий момент не установлена. Вместе с тем ответственность за данные деяния предусмотрена статьей 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Сергей Белявский

Сергей Белявский — юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры». Имеет более 10 лет стажа работы судьей экономического суда. Член Белорусского республиканского союза юристов.

 

Невыполненные строительные работы — какая ответственность

Упомянутая статья прямо предусматривает ответственность организаций заказчика и подрядчика (субподрядчика) за завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ. А также затрат при строительстве (реконструкции, ремонте).

Однако ответственность, экстраполируемая на строительные работы, касается лишь работ, выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов. Либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов. Данная статья распространяется как на должностных лиц, так и на юридических лиц и ИП.

В тему: Как оформить договор перевода долга — отвечает юрист

Определение завышения стоимости (имеем в виду только строительные работы) для целей работ, выполняемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, распространяется в том числе для:

  • государственных целевых бюджетных фондов;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
  • кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов;
  • при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
  • Основание — постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 N 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства».

Согласно документу, завышение составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:

  • стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;
  • не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
  • фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.

Вам может быть полезно: Как вернуть госпошлину в связи со смертью должника?

В чём нарушение?

Объектом данного правонарушения будут отношения, связанные с порядком определения объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в таких деяниях, как:

  • завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов;
  • то же деяние, совершенное заказчиком;
  • выявленное при контрольном обмере завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения.

Правонарушение заключается в том, что физическое лицо умышленно и неосторожно составил акт на строительные работы. Либо не принял все необходимые мер по правильному определению объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе:

  • государственных целевых бюджетных фондов;
  • за счет средств государственных внебюджетных фондов;
  • за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома;
  • с привлечением льготных кредитов.

Ответственность

Протоколы составляют органы Комитета государственного контроля, Министерства финансов и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов. Рассматриваются — судом.

Подобной ответственности в отношении должностных лиц на объектах, возводимых за счет собственных средств, КоАП Республики Беларусь не содержит.

Несколько в стороне стоит ответственность, связанная с нарушением бухгалтерского учета и искажением государственной статистической отчетности.

Так, согласно абзацу 13 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З
«О бухгалтерском учете и отчетности» первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.

На данных бухгалтерского учета, в свою очередь, основывается налоговый учет. И в зависимости от совершенного деяния (либо бездействия) может наступить ответственность, к примеру, за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (статья 12.1 КоАП).

Также большинством субъектов хозяйствования предоставляют отчет о выполнении подрядных работ. Основание пунтк 1 Постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.07.2019 № 50 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ис (строительство) «Отчет о выполнении подрядных работ» указаний по ее заполнению».

Представление искаженных данных государственной статистической отчетности – отчет с учетом недостоверных сведений, содержащихся в акте формы С-2 – влечет применение мер ответственности:

  • административной (ст. 23.18 КоАП — нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности);
  • уголовной (ч. 2 ст. 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь — внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления).

Кроме того, умышленное завышение объемов работ, повлекшее причинение ущерба заказчику или инвестору, может образовывать и состав уголовного преступления. В том числе как коррупционного, так и против собственности.

Таким образом, исключение нормы, прямо предусматривающей ответственность за нарушение порядка составления первичных документов в строительстве, безусловно, не освобождает субъекты хозяйствования от ответственности за включение в акты завышенных объемов работ.

Сергей Белявский в соавторстве с юристом Ольгой Карпович

Больше консультаций в авторском Youtube-канале Сергея Белявского

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Close